ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2010 года N 427
Об утверждении республиканской целевой программы "Снижение административных барьеров в сфере строительства на территории Республики Ингушетия на 2011-2016 годы"
(Утратил силу в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 31.12.2013 N 303, НГР ru06000201300405)
В целях снижения административных барьеров в сфере строительства и повышения инвестиционной привлекательности Республики Ингушетия, руководствуясь статьей 22 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10 июня 1998 года N 5-РКЗ "О Правительстве Республики Ингушетия", Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Снижение административных барьеров в сфере строительства на территории Республики Ингушетия на 2011-2016 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Ингушетия Б. Евлоев
Республиканская целевая программа "Снижение административных барьеров в сфере строительства на территории Республики Ингушетия на 2011-2016 годы"
г. Магас 2010 год
Наименование | Республиканская целевая программа "Снижение административных барьеров в сфере строительства на территории Республики Ингушетия на 2011 - 2016 годы" (далее – Программа) |
Основание разработки | Градостроительный кодекс Российской Федерации, перечень поручений по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам регионального развития по вопросу "О задачах субъектов Российской Федерации по снятию административных барьеров в строительстве" от 15 июля 2010 года в г. Волгограде |
Государственный | Правительство Республики Ингушетия |
Основной | Министерство строительства Республики Ингушетия |
Цель Программы | Создание условий для улучшения инвестиционного климата и увеличения объемов жилищного строительства в республике путем снижения административных барьеров в области градостроительной деятельности. |
Сроки реализации | 2011 - 2016 годы |
Исполнители | Министерство строительства Республики Ингушетия, |
Важные целевые индикаторы и показатели | Количество документов территориального планирования муниципальных образований Республики Ингушетия по отношению к количеству муниципальных образований Республики Ингушетия; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия с участием заинтересованных органов государственной власти Республики Ингушетия организует экспертные проверки хода реализации Программы. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Отсутствие документов территориального планирования является сильным сдерживающим фактором многих процессов в сфере строительства, а также разработки правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований.
Так, при отсутствии документов территориального планирования и документации по планировке территорий, невозможно развитие комплексной застройки, в том числе строительство жилья экономического класса, объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Правила землепользования и застройки территорий муниципальных образований посредством единого документа нормативного характера обеспечит публичное предъявление четких и понятных "правил игры", что позволяет снизить существующие административные барьеры в сфере градостроительной деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Данная норма вводится в действие с 1 января 2012 г., носит сдерживающий характер и направлена на упорядочение принятия указанных в ней решений.
С 1 января 2012 года также не допускается выдача разрешений на строительство объектов всех форм собственности при отсутствии правил землепользования и застройки, подготовка которых осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.
Другим фактором, сдерживающим развитие жилищного строительства, являются административные барьеры при получении исходно-разрешительной документации на строительство, заключения государственной экспертизы на проектную документацию, технических условий на подключение объектов к инженерным коммуникациям и разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию.
Проблемным для застройщиков остается оформление земельных участков, не отработан регламент перевода земель из земель сельхозназначения в земли под строительство, существуют проблемы при кадастровом учете земельных участков. Выдача технических условий сетевыми компаниями осуществляется с завышенными требованиями (при предоставлении земельных участков, не обеспеченных инженерной инфраструктурой). Имеют место случаи, когда технические условия являются просто неподъемными для инвесторов, стоимость подключения делает строительство жилого дома на уже приобретенном земельном участке экономически бессмысленным.
Необходимо принять меры по оптимизации процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство. При этом необходимо исключить из практики предоставление земельных участков без проведения аукционов, за исключением случаев предоставления земельных участков для строительства объектов государственного и муниципального значения. Также необходимо сократить количество согласований при предоставлении земельных участков без проведения аукционов, в том числе при предоставлении земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Отсутствие генеральных планов не позволяет муниципалитету системно определить, как он будет развивать территорию, на которой инвестор хочет осуществить строительство. Отсюда следуют противоречивые технические условия, возведение жилых домов без учреждений соцкультбыта и другие проблемы, возникающие при принятии решения о строительстве и вводе объектов в эксплуатацию.
Тем не менее, в Земельном и Градостроительном кодексах Российской Федерации изначально предусмотрена оптимальная для инвестора, но требующая вложений со стороны муниципальных образований, схема предоставления земельных участков.
При этой схеме орган местного самоуправления муниципального образования:
- обеспечивает подготовку генерального плана и правил землепользования и застройки;
- определяет сроки и объемы финансирования для обеспечения развиваемых территорий инженерной инфраструктурой;
- устанавливает назначение и границы земельных участков путем подготовки документации по планировке территории;
- обеспечивает подготовку технических условий;
- готовит документацию для аукционов;
- реализовывает сформированные и обеспеченные всеми документами земельные участки, включая в их стоимость свои затраты на их подготовку.
Переход на такую схему позволит инвестору выбирать из подготовленных к продаже земельных участков наиболее подходящий для осуществления его строительных намерений и значительно сократит сроки проведения разрешительных процедур в строительстве. Необходимо изменить сам порядок, при котором отправной точкой для инвестора будет не поиск участка неосвоенной территории, а выбор из готовых и продуманных градостроительных решений.
Кроме того, для реального сокращения разрешительных процедур в строительстве необходимо комплексное рассмотрение вопросов всего цикла:
- оформление прав на землю;
- сбор исходных данных;
- подготовка, согласование и экспертиза проектной документации;
- получение разрешений;
- строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Для каждого этапа должны быть установлены регламенты, определяющие порядок и сроки его прохождения.
При реализации данных мероприятий по снижению административных барьеров в строительстве предусматривается реализация как системных мер, так и мер отраслевого характера.
К системным мерам относится внедрение саморегулирования, оптимизация осуществления контрольных (надзорных) функций и предоставления государственных услуг, развитие конкуренции.
Основополагающими целями системы саморегулирования в строительстве являются:
во-первых, усиление ответственности строительных фирм за выполняемые строительные работы путем установления субсидиарной имущественной ответственности саморегулируемых организаций за вред, причиненный членом такой организации, вследствие недостатков строительных работ;
во-вторых, повышение качества работ посредством принятия саморегулируемыми организациями стандартов и правил саморегулирования.
Иным системным подходом решения данной проблемы является оптимизация контрольных (надзорных) функций и предоставления государственных услуг посредством разработки административных регламентов, закрепляющих условия предоставления государственной услуги (перечень документов, порядок предоставления, сроки рассмотрения, персональная ответственность), и размещение их в СМИ и сети Интернет.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственные заказчики Республики Ингушетия завершают стадию подготовки перехода к проведению открытых аукционов в электронном виде.
Необходимо усилить контроль за исполнением требования Градостроительного кодекса РФ о завершении формирования до 1 января 2012 года системы документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, нормативов градостроительного проектирования и документации по планировке территории.
Инструментами снижения административных барьеров в жилищном строительстве также может стать реализация следующих мероприятий:
- обеспечение открытости и прозрачности информации о свободных земельных участках, предназначенных для капитального строительства, путем размещения сведений о них в сети Интернет на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти, информации о проводимых аукционах и их результатах;
- упрощение процедур получения хозяйствующими субъектами разрешений на строительство и согласования с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и исполнительными органами государственной власти Республики Ингушетия;
- развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, создание механизмов обеспечения ответственности и аккредитации организаций, осуществляющих такую экспертизу.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы является создание условий для улучшения инвестиционного климата и увеличения объемов жилищного строительства в республике.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществление мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг в области градостроительной деятельности, в ходе реализации которых:
а) обеспечить до 1 января 2012 года завершение формирования системы документов территориального планирования республики (входящих в ее состав муниципальных образований), при этом:
- осуществить планомерную подготовку и утверждение схемы территориального планирования республики, документации по планировке территории (в том числе градостроительных планов земельных участков) и республиканских нормативов градостроительного проектирования;
- оказывать финансовую, организационную и методическую поддержку органам местного самоуправления в разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
- обеспечить контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия при принятии ими решений о градостроительном регулировании территорий в части подготовки и утверждения (до 1 января 2012 года) документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования и документации по планировке территории;
б) принять необходимые меры по оптимизации процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство, при этом:
- исключить практику предоставления земельных участков без проведения аукционов, за исключением случаев предоставления земельных участков для строительства объектов государственного и муниципального значения, промышленных предприятий, а также иных установленных федеральным законом случаях;
- сократить количество согласований при предоставлении земельных участков без проведения аукционов, в том числе при предоставлении земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства;
- размещать на официальных сайтах в сети Интернет информацию о наличии земель и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, права на которые зарегистрированы для целей строительства;
в) принять меры, направленные на совершенствование порядка выдачи разрешений на строительство, проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, предусматривающие в том числе:
- сокращение сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий до 60 дней с закреплением возможности заказчика устранять замечания в течение срока проведения такой экспертизы;
- развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в увязке с созданием механизмов обеспечения ответственности и аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу;
- исключение случаев необоснованного отказа в выдаче разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, нарушение порядка и сроков выдачи таких разрешений, а также требования иных документов, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
г) завершить разработку и ускорить утверждение административных регламентов исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления республики государственных и муниципальных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг, непосредственно влияющих на ход реализации инвестиционных строительных проектов, при этом:
- принять исчерпывающие меры по переводу в электронный вид оказываемых услуг в сфере строительства, обеспечить публикацию необходимой информации об административных процедурах при реализации инвестиционных проектов, в том числе с указанием органов или организаций, участвующих в таких процедурах, сроков их проведения, требований к документам, представляемым заявителями;
- организовать работу с заказчиками и инвесторами в режиме "одного окна";
д) сократить количество и сроки выдачи исходно-разрешительной документации на технологическое подключение, также производить выдачу вышеуказанной документации соответствующими службами на бесплатной основе, а также принять меры, направленные на предупреждение и устранение злоупотреблений в процессе технологического присоединения к электрическим сетям построенных или реконструируемых объектов капитального строительства, при этом исключить: