Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2011 года N 426

О республиканской целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Ингушетия на 2011 - 2015 годы"

(Утратил силу в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 31.12.2013 N 303, НГР ru06000201300405)

В целях стимулирования развития жилищного строительства, обеспечения граждан, проживающих на территории Республики Ингушетия комфортным и доступным жильем, Правительство Республики Ингушетия

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Ингушетия на 2011 - 2015 годы".

2. Министерству финансов Республики Ингушетия ежегодно при подготовке проекта закона Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год предусматривать денежные средства для реализации мероприятий программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.

3. Рекомендовать муниципальным районам и городским округам Республики Ингушетия разработать и принять аналогичные муниципальные программы.

Председатель Правительства

Республики Ингушетия М. Чилиев

Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от "28" декабря 2011 г. N 426

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Ингушетия на 2011-2015 годы"

Паспорт Программы


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Ингушетия на 2011-2015 годы" (далее - Программа).

Основание для разработки Программы

Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 16 августа 2010 года N ВП-П9-43

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Ингушетия

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство строительства Республики Ингушетия

Разработчик Программы

Министерство строительства Республики Ингушетия

Основная цель Программы

Обеспечение населения Республики Ингушетия доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья, формирование рынка доступного жилья экономического класса

Основные задачи Программы

Формирование приоритетов роста жилищного строительства в Республике Ингушетия;
 обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья;
повышение уровня обеспеченности населения жильем и качества условий проживания;
создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса, отвечающего требованиям экологичности  и энергоэффективности;
вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, пригодных для использования в целях жилищного строительства;
поддержка обеспечения земельных участков для жилищного строительства социальной, коммунальной и дорожной инфраструктурой;

 оказание содействия муниципальным образованиям Республики Ингушетия в финансировании строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечении благоустроенным жильём граждан, проживающих в помещениях, не отвечающих установленным требованиям для жилых помещений;
создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;
развитие базы промышленности строительных материалов Республики Ингушетия (с учетом внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, материалов и решений);
создание системы начальной профессиональной подготовки и переподготовки на базе предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов;
выполнение государственных социальных гарантий перед отдельными категориями граждан по улучшению жилищных условий;
обеспечение информационной открытости для населения мер, предпринимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 2011-2015 годах, в один этап

Перечень мероприятий

Основные мероприятия Программы:
 разработка и утверждение документов территориального планирования;

 разработка и утверждение программ  комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры муниципальных районов, городских округов и поселений;

 стимулирование развития строительства объектов инженерной инфраструктуры как отдельного бизнеса;

 снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства;

 вовлечение в оборот земель, находящихся в государственной собственности, для целей жилищного строительства и размещения производств строительных материалов;

 стимулирование малоэтажного жилищного строительства;

 развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов;

 поддержка реализации проектов комплексного освоения территорий или развития застроенных территорий в целях строительства жилья экон омического класса;

 создание системы начальной профессиональной подготовки и переподготовки кадров на базе предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов;

 замещение аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях республики;

 развитие новых форм государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства;

 стимулирование спроса на первичном рынке жилищного строительства,  в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья экономического класса гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий

Исполнители Программы

Министерство строительства Республики Ингушетия;
администрации муниципальных районов и городских округов Республики Ингушетия;
Министерство имущественных  и земельных отношений Республики Ингушетия;
Министерство финансов Республики Ингушетия;
Управление жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия;
 ГУП "Региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию Республики Ингушетия";
 организации и предприятия строительного комплекса Республики Ингушетия

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, привлекаемых для реализации Программы, составляет -  60 567,4 млн. рублей, в том числе:
 средства бюджета Российской Федерации - 18 839,6  млн. рублей (1);

 средства бюджета Республики Ингушетия -  2 960,2  млн. рублей;

 средства местных бюджетов -  0,00  млн. рублей;

 внебюджетные источники - 38 767,6 млн. руб., в том числе:
 средства АИЖК - 2 011,56  млн. рублей,
 средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства -  98,75  млн. рублей;

 собственные и привлеченные средства физических и юридических лиц - 36 657,29  млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение ввода жилья в Республике Ингушетия:
 2011 г. - 152,0 тыс. кв. м.;

 2012 г. - 186,0 тыс. кв. м.;

 2013 г. - 245,0 тыс. кв. м.;

 2014 г. - 342,0 тыс. кв. м.;

 2015 г. - 489,0 тыс. кв. м.
 Создание условий для повышения уровня обеспеченности граждан Республики Ингушетия жильем:
 2011 г. - 11,10 кв.м.;

 2012 г. -11,30 кв.м.;

 2013 г. -11,50 кв.м.;

 2014 г. -12,00 кв.м.;

 2015 г. -12,60 кв.м.на 1 проживающего.
 Повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4  года (в 2009 году - 5,2 года).
  Обеспечение реализуемых в Республике Ингушетия жилищных программ основными строительными материалами, производимыми на территории Республики Ингушетия.
  Ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств на 2 %, с увеличением значения данного показателя к 2015 году до 30 %.
  Кроме того, реализация мероприятий Программы обеспечит:
 администрации муниципальных районов и городских округов Республики Ингушетия документами территориального планирования в полном объеме;
формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности, развития инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры;
увеличение частных инвестиций и кредитных ресурсов в жилищное строительство

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Ингушетия  в порядке, установленном для контроля за ходом реализации республиканских целевых программ

______________________

(1) По итогам конкурсных отборов при возникновении обязательств федерального бюджета

Введение


Ингушетия, самая молодая республика в составе Российской Федерации, образованная 4 июня 1992 года, расположена на северных склонах предгорья Большого Кавказского хребта, в центральной его части, в зоне благоприятных климатических условий. Республика Ингушетия граничит с Северной Осетией и Чеченской Республикой. По территории республики проходит участок государственной границы Российской Федерации с Республикой Грузия. Общая территория республики составляет 3,6 тыс. кв. км.

Численность населения 512,29 тыс. человек. Удельный вес городского населения составляет 41,5 %, сельского - 58,5 %. При этом плотность населения очень высокая - более 127 человек на квадратный километр. Большинство жителей проживает в сельской местности. В этническом составе населения преобладают ингуши, чеченцы, русские. Исповедуются ислам и христианство.

Демографическая ситуация характеризуется высокой рождаемостью, низкой общей смертностью и относительно высокой продолжительностью жизни. Из-за высокой рождаемости в республике много детей и подростков; средний возраст населения 28,7 года (самое молодое население в стране). Рост численности населения связан не только с положительным естественным приростом, но и с притоком мигрантов - беженцев и вынужденных переселенцев из соседней Чеченской Республики, а также Северной Осетии.

По данным территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, в Республике Ингушетии находятся около 165 тыс. вынужденных переселенцев. Для маленькой республики такая миграционная нагрузка слишком тяжела, несмотря на федеральную помощь. Вопросы устройства мигрантов и их трудовой занятости решаются медленно, что связано с недостаточным финансированием. Трудовые ресурсы составляют 208 тысяч человек. Из них экономически активное население - 118,8 тысяч человек.

В Республике Ингушетия насчитывается 4 муниципальных района и 4 города республиканского значения.

1. Характеристика проблемы


В начале 2000-х годов объем ввода жилья в Республике Ингушетия составлял порядка 15 тыс.кв. м в год, а в последние пять лет этот показатель в среднем составляет от 30 до 60 тыс. кв.м. Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя с 6,4 кв.м. в 2002 году выросла до 10,9 кв.м в 2009 году.

Общий объём жилищного фонда в Республике Ингушетия по состоянию на 1 января 2010 года составляет 5,64 млн. квадратных метров, в том числе многоквартирный жилой фонд составляет - 383,4 тыс. кв.м. Городской жилищный фонд составил – более 2,0 млн. кв. м, сельский жилищный фонд- более – 3,0 млн. кв.м. В Республике Ингушетия основной формой собственности является частная. В собственности граждан находится 98,9 % всего жилищного фонда, остальные 1,1 % приходятся на муниципальную собственность.

Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя Республики Ингушетия, одна из самых низких в России - 10,9 кв.м.

За 2009 год было введено в эксплуатацию 33,7 тыс. кв. м общей площади жилья.

Динамика ввода жилья в Республике Ингушетия

По состоянию на 1 января 2010 года потребность населения, проживающего на территории Республики Ингушетия, в улучшении жилищных условий оценивается в размере 3,64 млн.кв. м общей площади жилья, исходя из следующего: 512,29 х 18 = 9221,22 - 5 640,0 = 3 581,22;

численность населения на 1 января 2010 года - 512,29 тыс. человек;

общая жилая площадь в Республике Ингушетия на 1 января 2010 года - 5 640,0 тыс. кв.м.

Из общего числа потребность в строительстве жилья для переселения граждан из оползневой зоны оценивается в объеме 200,6 тыс.кв. метров.

В 2009 году по условиям общефедеральной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в Республике Ингушетия потенциальная доля семей, имеющих возможность приобретения жилья за счет собственных и заемных средств, ориентировочно составляла 19,02 %.

В 2009 году темп ввода общей площади жилья в республике уменьшился на 24,9 тыс. кв.м и составил 60 % к уровню 2008 года.

Динамика ввода в действие жилых домов


Таблица 1.1. .

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Январь-сентябрь 2010 г.

Введено в действие жилых домов, тыс. кв.метров общей площади

23,9

32,8

62,2

37,3

78,7

в % к предыдущему году

124,5

137,2

189,6

60,0

210,99

Наибольшие объемы жилья в расчете на 1000 человек населения в 2009-2010 годах введены в г. Малгобек и г. Магас.

Жилищный фонд Республики Ингушетия обеспечен газом и водопроводом практически на 100%, как в городе, так и на селе. Благоустройство канализацией имеет тенденцию к росту, как в городе, так и на селе. Причем рост обеспеченности сельского населения канализацией растет большими темпами, по сравнению с городским населением. Так, в 2004 году данный показатель составлял 27,3 %, а в 2007 году он достиг значения 64,8 %.

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Ингушетия один из самых высоких (17,2%) в ЮФО (12 место) и уступает только показателям Республики Дагестан (22,5 %). За период с 2004 по 2006 годы ветхий жилищный фонд снизился с 18,1 % на 4,5 пункта и составил 13,6 %, а аварийный жилищный фонд увеличился на 5,85 пункта с 1,3 % до 7,15 %.

В настоящее время в Республике Ингушетия осуществляются мероприятия по проведению реформы в жилищно-коммунальной сфере, строятся объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры (очистные сооружения гг. Назрань, Карабулак, Малгобек), большое внимание уделяется повышению качества обслуживания населения, устойчивому и эффективному функционированию этого вида деятельности.

Многие проблемы строительного комплекса, например, опережающий рост цен на материалы, комплектующие и энергоносители, приводящие к росту цен на жилье, обусловлены недостаточной эффективностью функционирования промышленности строительных материалов. В связи с этим стимулирование деятельности этой отрасли в настоящее время является важнейшей задачей государственного регулирования.

В Республике Ингушетия из-за недостатка и отсутствия производств не выпускаются такие строительные материалы, как: цемент, гипс, профильная, листовая и арматурная сталь, стекло, ряд других. Ввоз в республику значительных объемов строительных материалов и изделий приводит к удорожанию строящихся зданий и сооружений. В связи с этим, должны быть проработаны вопросы создания новых современных производств материалов и изделий.

Производство основных видов стройматериалов является наиболее затратным с длительными сроками окупаемости. Для строительства новых и модернизации действующих предприятий, требуются крупные финансовые вложения со сроком окупаемости 5-7 лет. Затратной является транспортировка нерудных материалов и цемента. Также затратным является строительство инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий по производству строительных материалов.

Долгим остается процесс получения лицензии на добычу сырья для производства основных видов стройматериалов.

Анализ существующих проблем в жилищном строительстве показывает, что их можно разделить на две условные группы: проблемы, влияющие на активность предложения на рынке жилья, и проблемы, влияющие на активность спроса на жилье.

К проблемам, оказывающим негативное воздействие на объемы строительства жилья, следует отнести:

1. Наличие административных барьеров при получении исходно-разрешительной документации на строительство, при получении заключения государственной экспертизы на проектную документацию, при получении технических условий на подключение объектов к инженерным коммуникациям и при получении разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию.

Проблемными вопросами для застройщиков остаются оформление земельных участков, не отработан регламент перевода земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли под строительство, после принятия муниципальными образованиями схем территориального планирования, существуют проблемы при кадастровом учете земельных участков.

Выдача технических условий осуществляется сетевыми компаниями с завышенными требованиями (когда предоставляются земельные участки не обеспеченные инженерной инфраструктурой), есть вопросы у строителей и к службе Управления Ростехнадзора по РИ при оформлении документов по подъемно-транспортному оборудованию, электроустановкам, лифтовому хозяйству, подсоединению к газовым сетям.

По вопросу технических условий, предоставляемых сетевыми компаниями, следует отметить их увязку с формированием тарифов. Низкие тарифы отражаются в повышенных размерах взимания платы со строителей, нужна прозрачность инвестиционных программ. Иногда технические условия являются просто неподъемными для инвесторов, стоимость подключения делает строительство жилого дома на уже приобретенном земельном участке экономически бессмысленным.

2. Отсутствие подготовленных к застройке земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой.

3. Недоступность для большинства застройщиков кредитных ресурсов для осуществления строительства. С приходом мирового экономического кризиса застройщики попали в непростую ситуацию. Кредитные ресурсы стали практически не доступны для строительных организаций. В 2008-2009 гг. процентная ставка по банковским кредитам на реализацию жилищных проектов для застройщиков доходила до 28 - 34 % годовых, и по настоящее время ставки остаются реально высокими.

4. Сдерживание развития промышленности строительных материалов, связанное с имеющимся износом основных фондов на уровне 60-70 % и невозможностью для большинства предприятий стройиндустрии привлечь льготный кредит для модернизации производства или закупить высокотехнологичное оборудование за пределами Российской Федерации, определяется значительными размерами инвестиций, необходимых для модернизации предприятий отрасли.

К основным факторам, негативно влияющим на динамику спроса на рынке жилья, относятся:

1. Низкий уровень доходов населения. Согласно данным Комитета по статистике Республики Ингушетия, в 2009 году более 70 % населения Республики Ингушетия имеют среднедушевой ежемесячный доход до 10 000 рублей. Таким образом, подавляющее большинство населения Республики Ингушетия не может рассчитывать, в силу своих доходов, на решение жилищной проблемы.

2. Отсутствие на рынке ипотечных продуктов, доступных для широких слоев населения с разной покупательской способностью, прежде всего, для категорий граждан с низким уровнем доходов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также отсутствие маневренного фонда администраций муниципальных районов и городских округов Республики Ингушетия для предоставления таким гражданам жилья на условиях социального найма.

3. Отсутствие необходимой нормативной базы, стимулирующей развитие системы жилищных строительных и накопительных кооперативов, позволяющей им участвовать в освоении земельных участков под комплексную массовую жилую застройку.

Для решения указанных проблем необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры и создание условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса.

Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

входят в число приоритетов при формировании федеральных целевых программ;

носят межотраслевой и межведомственный характер;

не могут быть решены в пределах одного финансового года, и требуют значительных бюджетных расходов в течение 5 лет;

носят комплексный характер, их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»