Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2011 года N 337

О республиканской целевой программе "Строительство и оснащение объектов родовспоможения и детства Республики Ингушетия на 2012 - 2018 годы"

(Утратил силу в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 31.12.2013 N 303, НГР ru06000201300405)

В целях улучшения структуры и материально-технической базы службы родовспоможения и педиатрии, улучшения качества выхаживания недоношенных новорожденных, совершенствования методов диагностики и лечения патологических состояний новорожденных, повышения эффективности профилактики наиболее распространенной патологии детей и подростков, совершенствования организации профилактических осмотров и диспансеризации, руководствуясь статьей 22 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10 июня 1998 года N 5-РКЗ "О Правительстве Республики Ингушетия", Правительство Республики Ингушетия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Строительство и оснащение объектов родовспоможения и детства Республики Ингушетия на 2012 - 2018 годы".

2. Министерству финансов Республики Ингушетия при подготовке проекта закона Республики Ингушетия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год предусматривать денежные средства на реализацию мероприятий программы, утвержденной пунктом 1 настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.

Исполняющий обязанности

Председателя Правительства

Республики Ингушетия Б. Оздоев

Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от "10" октября 2011 года N 337

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Строительство и оснащение объектов родовспоможения и детства Республики Ингушетия на 2012-2018 годы"

ПАСПОРТ


Наименование Программы

республиканская целевая программа "Строительство и оснащение объектов родовспоможения и детства Республики Ингушетия на 2012 - 2018 годы" (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1
 Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
 Решение коллегии МЗ РФ от 15.10.2002 г. N 15 "О мерах по улучшению репродуктивного здоровья населения Российской Федерации"

Государственный заказчик-координатор Программы

Правительство Республики Ингушетия

Государственный заказчик-застройщик

Министерство строительства Республики Ингушетия

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство строительства Республики Ингушетия государственное унитарное предприятие "Дирекция по реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы"

Цель Программы

Сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей, профилактика заболеваемости и инвалидности детей, снижение показателей материнской и младенческой смертности.
 Повышение качества жизни жителей республики, улучшение медицинского обслуживания, стабилизация медико-демографической ситуации.
 Предоставление медицинской диагностической и терапевтической помощи при беременности, родах и послеродовых осложнениях в Республике Ингушетия

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Поддержка материнства и детства, совершенствование методов работы по планированию семьи и подготовке к беременности, своевременная диагностика и коррекция осложнений беременности и патологий, эффективная реанимация и интенсивная терапия рожениц, родивших и новорожденных;

 укрепление материально-технической базы службы детства и родовспоможения;

 снижение младенческой смертности;

 увеличение количества детей, находящихся на грудном вскармливании;

Задачи Программы

Повышение качества оказания медицинской помощи;

 совершенствование оказания первичной и специализированной медицинской помощи;

 улучшение ранней диагностики злокачественных новообразований;

 внедрение в медицинскую практику современных медицинских технологий;

 стабилизация медико-демографической ситуации;

 снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости рожениц и новорожденных, инвалидности детей;

 повышение эффективности использования ресурсов медицинских учреждений;

 повышение квалификации и професс ионального уровня медицинского персонала;

Основные мероприятия

Строительство объектов здравоохранения, в том числе:
 -республиканская детская клиническая больница на 200 коек, г. Назрань;

 -роддом на 100 коек с консультацией на 80 посещений в смену, г. Назрань;

 -родильное отделение на 100 коек с консультацией на 80 посещений в смену, г. Малгобек ;

 -роддом на 100 коек с консультацией на 80 посещений в смену, с.п. Орджоникидзевское;

 -Карабулакская городская больница с детским отделением на 25 коек;
г. Карабулак
 -детское отделение на 50 коек Ингушского республиканского противотуберкулезного диспансера

Сроки реализации Программы

2012-2018 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы-  4092368,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2012 г. - 477201,2 тыс. рублей
 2013 г. -513175,1 тыс. рублей
 2014 г. -550123,8 тыс. рублей
 2015 г. - 586431,8 тыс. рублей
 2016 г. - 621617,7 тыс. рублей
 2017 г. - 654563,5 тыс. рублей
 2018 г. - 689255,4 тыс. рублей
 Источники финансирования:
 средства федерального бюджета - 3683131,6 тыс. руб.,
 средства республиканского бюджета: 409236,9 тыс. рублей с привлечением внебюджетных инвестиционных средств

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Улучшение медико-демографической ситуации
 Улучшение ранней диагностики заболеваний
 Повышение качества лечебно-диагностического процесса
 Дальнейшее развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи

Контроль за исполнением Программы

Правительство Республики Ингушетия
 Министерство здравоохранения Республики Ингушетия

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Демографическая ситуация в Республике Ингушетия коренным образом отличается от ситуации, сложившейся в целом по стране. При том, что удельный вес женского населения сопоставим со среднероссийскими цифрами, значительную часть его составляют женщины репродуктивного возраста. Уровень рождаемости, который традиционно значительно превышает среднероссийские показатели, за 2010 год составил 10761 человек (в 2009 году - 18,3, в 2008 году - 17,9). Всего в республике в течение прошлого года живыми родились 10761 человек, что на 1435 детей больше, чем в 2009 году.

Численность детского населения республики в 2010 г. (по данным Госкомстата) от 0 до 17 лет составила 176564, от 0 до 14 лет - 143635, подростков –32929.

Демографические показатели

N

Показатель

По РФ
 (в 2009 г.)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1.

Рождаемость на 100000  населения

17,9

18,3

20,8

12,4

2.

Общая смертность на 1000 населения

3,1

3,7

3,6

14,2

3.

Естественный прирост на 1000 населения

14,9

14,6

17,2

-1,8

4.

Младенческая смертность на 1000 родившихся

15,2

15,2

11,9

8,1

5.

Материнская смертность на 100000 живорожденных

22,3

10,7

0

22,0

В 2010 году родилось больными и заболело 4842 новорождённых - 44,9% от общего числа родившихся детей (в 2009 г.- 44,6%).

Показатель общей заболеваемости новорождённых составил 449,9 на 1000 родившихся живыми (в 2009 г.- 446,7, по РФ в 2009 году - 361,3).

Основными причинами заболеваемости новорождённых являются следующие: асфиксия, гипоксия-22,9%, нарушения церебрального статуса- 16,5%, задержка внутриутробного развития - 12,7%, родовая травма-5,9%, врожденные пороки развития - 4,6% от общего числа детей, родившихся живыми.

Внутриутробные гипоксии и асфиксии в родах являются следствием роста акушерской патологии у женщин.

Высокая заболеваемость у новорожденных с ВПР и внутриутробными инфекциями свидетельствует о низком уровне пренатальной диагностики, отсутствии проведения ПЦР и ИФА диагностики в республике, службы планирования семьи и низком уровне санпросвет работы с населением по привитию и закреплению ответственности за здоровье матери и ребенка.

При высокой рождаемости, имея стойкую тенденцию к снижению, младенческая смертность в республике в сравнении с среднефедеративным показателем остается выше. Так, в 2010 году показатель младенческой смертности в республике снизился в 1,3 раза в сравнении с предыдущими годами, но остается еще выше, чем по РФ в 1,5 раза.

В возрастной структуре младенческой смертности новорожденные составляют 59,7% (в 2009 году - 71,1%).

В структуре младенческой смертности значительно снизился показатель ранней неонатальной смертности с 8,9% в 2009 г. до 5,48 %, превышающий в 1,7 раза среднефедеративный (по РФ в 2009 г.-3,08%). Также снизился и показатель перинатальной смертности с 18,6% в 2009 г. до 11,7% (в 2009 г.по РФ-7,81)

В структуре перинатальных потерь, ранняя неонатальная занимает 46,4%, мертворождаемость - 53,5%.

Показатель неонатальной смертности составил 7,1 % (в 2009 г. - 10,8%).

Число умерших новорожденных в первые 168 часов жизни до суток составило 25,4%.

Досуточная летальность в стационаре составила 0,1% , из числа поступивших в стационар больных детей 1-го года жизни (в 2009 г.-0,36%).

Смертность на дому составила 11,6 % (в 2009 г. - 8,4%) от всех умерших в возрасте от 0 до 1-го года.

В структуре причин младенческой смертности ведущее место продолжают занимать отдельные состояния перинатального периода. Смертность от отдельных состояний на 1000 родившихся живыми снизился с 8,3% в 2009 году до 5,9% в 2010 году (64 сл.). Второе место занимают врожденные пороки развития - 3,1 % (30 сл.). Третье место заняли несчастные случаи, травмы и отравления- 0,9% (10 сл.). Четвёртое место - инфекционные болезни 0,46%(5 сл.). Пятое место продолжают занимать болезни органов дыхания, в том числе пневмония-0,27%(3 сл.).

В структуре причин неонатальной смертности ведущее место занимают респираторные расстройства (РДС) - 29,8% (в 2009 г.-19,6%) от всех причин неонатальной смертности, второе место занимают нарушения церебрального статуса-20,7%, третье место - врожденные пороки развития (ВПР) -19,5%. Смертность от ВПР в неонатальном периоде снизилась в 1,7 раза в сравнении с 2009 г.

В структуре общей неонатальной смертности дети от 0 до 6 суток жизни составляют 76,6% (в 2009 г.- 81,3%). Ведущей причиной ранней неонатальной смертности является РДС-38,9% (в 2009 г.24,0%), второе место занимают ВПР-16,9%(в 2009 г.-21,7%), третье место - нарушения церебрального статуса, внутриутробная гипоксия, асфиксия по 11,8% от всех причин ранней неонатальной смертности.

В структуре причин поздней неонатальной смертности ведущее место занимают перинатальные поражения центральной нервной системы и составляют - 50% от всех умерших новорожденных в возрасте от 7 до 27 суток, на 2-м месте ВПР- 27,7%, на 3-м месте внутриутробные инфекции (ВУИ) - 16,6 %.

Ведущее место в структуре причин постнеонатальной смертности заняли ВПР и составили 28,8%, второе место - несчастные случаи и травмы-15,4%, третье место - инфекционные болезни -9,6% от всех причин постнеонатальной смертности.

Анализ младенческой смертности в республике показывает, что, несмотря на проводимые мероприятия, остаются использованными не все резервы для снижения младенческой смертности, улучшения организации и качества медицинской помощи детям, о чем свидетельствуют недостатки в оказании реанимационной помощи новорожденным, обусловленные как дефицитом медицинского оборудования для новорожденных, так и дефицитом подготовленных узкоспециализированных педиатрических кадров.

Требует разработки эффективных мер по снижению младенческой смертности от ВУИ и врожденных аномалий, в том числе развитие медико-генетического консультирования семей, совершенствование пренатальной диагностики (УЗИ и лабораторный скрининг) с целью раннего выявления наследственных заболеваний и пороков развития. Реализация данного направления возможна при оснащении ЛПУ РИ современной диагностической аппаратурой и подготовке специализированных кадров, в том числе по лабораторной службе.

Существенным резервом снижения младенческой смертности является совершенствование организации и повышение качества первичной медико-санитарной помощи беременным и детям, активном развитии служб профилактической медицины.

Показатель детской заболеваемости на 100 тыс. детского населения составил -148196,3 (в 2009 г.- 127377,3).

В структуре детской заболеваемости ведущее место занимают болезни органов дыхания - 4510,2 (в 2009-39426,1) , 2-е место - болезни органов пищеварения -13428,5, (в 2009-15077,6), 3 -е место - болезни крови, кроветворных органов-11648,7(в 2009 г-), 4-е место - травмы, отравления-11140,1(в 2009 г.- 2630,0), 5-е место - болезни костно-мышечного аппарата - 10440,9 (в 2009 г.-9955,7).

В 2010 г. детей с туберкулезом на конец отчетного года на диспансерном учете состояло - 68 человек, (в 2009 г.-66). С активным туберкулёзом впервые выявлено -29 больных. Показатель заболеваемости на 100 тыс. детского населения -25,6(в 2009 г.-28,1).

С психическими расстройствами и заболеваниями зарегистрирован 731 больной, из них впервые в жизни - 72 .Показатель заболеваемости на 100 тыс. детского населения - 63,5(в 2009 г.- 55,4)

ВИЧ - инфицированных детей от 0 до 17 лет состоит на учёте 14 человек.

Со злокачественными новообразованиями состоят на учёте на конец отчётного года 120 больных, из них впервые в жизни с установленным диагнозом -5, показатель заболеваемости на 100 тыс. детского населения -4,4 (в 2009 г-14,9).

С сахарным диабетом зарегистрировано 62 больных, из них впервые в жизни с установленным диагнозом- 23, показатель заболеваемости на 100 тыс. детского населения составил 20,3 (в 2009 г-9,6).

Дети и подростки, употребляющие алкоголь, наркотические и психотропные средства, в республике не выявлены и на диспансерном учете не состоят.

Отсутствие динамики в заболеваемости детского населения социально-значимыми болезнями, в том числе детей со злокачественными опухолями свидетельствует об отсутствии в республике развитой системы специализированных служб.

Несмотря на положительную тенденцию в динамике заболеваемости детского населения в республике остается высоким уровень заболеваемости детей от неинфекционных болезней.

Отсутствие возможности проведения комплекса лечебно-диагностических мероприятий в условиях специализированных педиатрических служб и учреждений реабилитации способствует дальнейшему прогрессированию заболеваний и развитию инвалидизирующих признаков, чем и обусловлен рост детской инвалидности, в том числе от болезней нервной системы, ВПР, болезней глаза и его придаточного аппарата, болезней костно-мышечной системы и т.д.

Требуется разработка эффективных мер по профилактике детского травматизма. Анализ детского травматизма в республике показывает, что ежегодно растет число детей, пострадавших в результате ДТП.

Для оказания специализированной медицинской помощи детскому населению, снижения заболеваемости и смертности детского населения в республике требуется строительство республиканской детской больницы в г. Назрань.

На сегодняшний день РИ является единственным субъектом РФ, не имеющим самостоятельной детской больницы.

Итоги диспансеризации детского населения показали, что среди подростков особенно распространены болезни органов желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и органов зрения.

Значительное ухудшение здоровья подростков (снижение остроты зрения, нарушения осанки) к окончанию школы свидетельствует о неудовлетворительной лечебно - профилактической помощи школьникам.

Возрастная структура заболеваемости, смертности детского населения

Детская заболеваемость

2007 г..

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Детская
 смертность

2007г

2008 г.

2009 г.

2010 г

0-1 год

23434

25023

22575

24049

0-1 года

150

136

142

129

0 - 4лет

104525

108322

89798

90924

0-14 лет

182

176

183

165

15-17лет

44844

49298

37075

37748

15-17лет

5

4

6

4

0-17лет

187

180

189

169

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»