Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что территория Республики Ингушетия подвержена землетрясениям, наносящим непредсказуемый по своим катастрофическим масштабам ущерб.
Республика Ингушетия занимает площадь 3,6 тыс. кв. км, численность населения составляет 487 тыс. человек, в том числе городского населения - 207,9 тыс. человек.
Программой предусмотрено усилить более 119 объектов, согласно Приложению к настоящей Программе.
По результатам экспертной оценки сейсмического риска Республика Ингушетия относится к первой группе сейсмически опасных регионов с сейсмичностью 9-10 баллов.
Особенностью региона является горный рельеф местности.
По территории Республики Ингушетия проходят многие важные коммуникации (транспортные, нефтяные и газовые магистрали); находятся гидроэлектростанции и другие объекты, разрушение которых приведет к экологической деградации территории и гибели людей.
В Республике Ингушетия должным образом не были реализованы программы по сейсмической безопасности, в результате чего десятки тысяч человек живут в домах, характеризующихся дефицитом сейсмостойкости в 2 - 3 балла.
Принципиально новый подход к оценке сейсмобезопасности, а также недостаток сейсмологических сведений становятся весомыми аргументами необходимости проведения масштабных работ по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории Республики Ингушетия.
Существующая нормативно-методическая и техническая база сейсмического микрорайонирования в настоящее время существенно устарела и нуждается в значительном обновлении, поскольку Республика Ингушетия характеризуется высоким уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращение или снижение уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде. Все это определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значение которого должно быть дифференцировано в Республике Ингушетия.
Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов республики.
По приближенным оценкам до 40 процентов зданий и сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть сейсмически уязвимым.
Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понятна и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча ископаемых, строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и т.д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и через провоцирование природных сейсмоявлений на напряженных участках земной коры.
Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности прогнозируемой карты общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
Программой предусмотрено финансирование по обеспечению надежности эксплуатации жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений.