ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2001 года N 253
О Программе содействия занятости населения Республики Ингушетия на 2001-2003 годы
Правительство Республики Ингушетия постановляет:
Утвердить Программу содействия занятости населения Республики Ингушетия на 2001-2003 годы.
И.о. Председателя Правительства
Республики Ингушетия Т.Хашагульгов
Постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от "30" июня 2002 г. N 253
ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ НА 2001 - 2003 ГОДЫ. г. Назрань ПАСПОРТ Программы содействия занятости населения Республики Ингушетия на 2001 - 2003 годы.
Наименование Программы | Программа содействия занятости населения Республики Ингушетия на 2001 -2003 годы. |
Дата и номер принятия решения о разработке Программы | от 22.06.99 г N 659 " О мерах по поддержанию занятости населения ". |
Государственный заказчик Программы | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Ингушетия |
Основные разработчики Программы | Департамент ФГСЗ населения по РИ с участием органов исполнительной власти РИ. |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | поддержки безработных в службе занятости. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2001-2003 годы. |
Перечень основных мероприятий | план социально - экономического развития населенных пунктов РИ на 2000 - 2005 годы. |
Исполнители основных мероприятий | Департамент ФГСЗН по РИ, Минтруд РИ , работодатели. |
Объемы и источники финансирования, направления расходов | в 2001 году 89,7 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | которым в соответствии с законодательством назначено социальное пособие. |
Орган,осуществляющийконтроль за реализацией Программы | Федерации, Правительство Республики Ингушетия и Министерство экономики РИ. |
Настоящая Программа является неотъемлемой частью программы социально - экономического развития республики.
Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости населения на 2001-2003 годы.
Стабилизация занятости населения включена в число важнейших приоритетов среднесрочной стратегии социально - экономического развития Республики Ингушетия на 2001- 2003 годы.
Среди других социальных приоритетов в качестве первоочередных ставятся задачи ускорения перераспределения рабочей силы в соответствии, с нуждами рынка; роста эффективности труда и осуществления структурных сдвигов в занятости; обеспечение профессиональной деятельности и стимулирование труда квалифицированной части молодежи; усиление поведенческой активности и личной ответственности граждан.
В перспективе главными целями политики содействия занятости населения Республики станут увеличение численности работающих и повышение уровня занятости при доведении безработицы до социально и экономически обусловленного естественного уровня. Их достижение возможно только при условии улучшения экономической ( рыночной) конъюнктуры, что связано с увеличением объемов производства и финансовых вложений в приоритетные отрасли, устойчивым развитием частного сектора, обеспечением эффективного спроса на рабочую силу, системы оплаты труда.
Регулирование занятости предусматривает реализацию комплексного подхода на этапе перехода к экономическому росту.
Для оценки эффективности Программы применяется методический аппарат в сочетании с данными оперативного и статистического учета, прогнозными оценками и расчетными цифрами.
Структура разделов Программы раскрывает деятельность районных (городских) центров занятости населения в рамках территориальных программ, рассмотренных, утвержденных и принятых к исполнению администрациями местного самоуправления.
В связи с решением проблем официального рынка труда ( трудоустройство, обучение, социальная поддержка слабо защищенных категорий граждан, выплата пособий и др.) центральное место в Программе при определении стратегии содействия занятости отведено профильным функциям, которые планируются центрами занятости по работе с зарегистрированными незанятым населением и безработными.
Главным образом будут выполняться функции, направленные на ускорение процесса поиска работы, реализацию государственных гарантий занятости, на организацию временных, общественных работ, на усиление мотивации трудового поведения безработных граждан.
В 1998 -2000 г. рынок труда республики удерживался в относительном равновесии.
Его параметры и структура определялись, с одной стороны, изменениями показателей занятости населения, с другой- динамикой уровня безработицы.
N пп | Показатели | Годы | ||
1998 | 1999 | 2000 | ||
1. | Население 15-72 года в том чис ле: | 215,2 | 241,6 | 245,7 |
2 | Экономически активное насе ление, тыс. чел. в том числе: | 107,0 | 98,1 | 103,6 |
3 | Занятые в народном хозяйстве | 57,0 | 45,9 | 55,5 |
4 | Уровень экономической ак тивности населения, % | 57,4 | 53,8 | 50,2 |
В начале 1999 года численность работающих на крупных и средних государственных предприятиях по - прежнему сокращалась. Наибольшее уменьшение числа занятых происходило в промышленности, сельском хозяйстве, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В настоящее время в государственном секторе экономики занято 29,8 тыс. чел. и в частном секторе 17,1 тыс. чел.
В течение 1999-2000 г. заметно менялась направленность потоков рабочей силы на крупных и средних предприятиях, причем численность принятых на работу по-прежнему была меньше численности выбывших. Сократились общие масштабы вынужденной неполной занятости и работы в режиме неполного рабочего дня (недели).
Более 90 % населения имеют доходы ниже прожиточного минимума.
Продолжительность невыплаты зарплаты в группе одних отраслей экономики достигало 1 ,2 месяца, в других - 3 месяца
Вследствие того, что у части людей отсутствовали личные доходы, большинство из них вынуждено было жить за счет других членов семьи, иногда выживать посредством случайных заработков, приработков на стороне, или обращаться в территориальные отделы занятости населения для получения пособия по безработице, материальной помощи и др.
Средняя продолжительность безработицы составляет 1 1-12 месяцев. В общей численности зарегистрированных безработных снизилась доля граждан, не нашедших работу и состоящих на учете в органах СЗ от восьми месяцев до года ( cl 3,9 % до 10,6 % ) , и более года ( с 72,9% до 63,3 % ).
В структуре вакансий по - прежнему преобладают рабочие профессии с высокими квалификационными разрядами.
Динамика общей и регистрируемой безработицы в 1998-2000 годах.
Общая численность безработных граждан изменялась в течение 1998-2000гг. следующим образом:
N пп | Показатели | Годы | ||
1998 | 1999 | 2000 | ||
1. | Общая численность безра ботных, чел. | 50,0 | 52,2 | 48,1 |
2. | Уровень общей безработицы, % | 46,7 | 53,2 | 46,4 |
3. | Численность зарегист рированных безработных, чел. | 10687 | 6974 | 8603 |
4. | Уровень регистрируемой безработицы. % | 9,9 | 7,1 | 8,3 |
По данным Департамента ФГСЗН по РИ официально зарегистрированных безработных насчитывалось 8603 тыс. чел.
Безработица, неудовлетворенность работой, низкий уровень ее оплаты, и др. признаки являлись основными условиями вхождения экономически активных граждан в рынок труда.
Еще одним фактором, характеризующим рынок труда, является увеличение доли женщин в структуре официальной безработицы.
(на конец года, в процентах)
Женщины | Мужчины | ||||||||||||||||||||||
Показатели | 1998 | 1999 | 2000 | 1998 | 1999 | 2000 | |||||||||||||||||
Состав безработных По причинам не занятости | |||||||||||||||||||||||
- уволившиеся по собственно му желанию | 32,1 | 35,3 | 34,2 | 24,3 | 23,0 | 23,3 | |||||||||||||||||
- высвобожденные | 10,3 | 10,1 | 10,2 | 4,2 | 6,3 | 5,2 | |||||||||||||||||
- выпускники общеобразова тельных школ и профессио нальных учебных заведений | 9,5 | 8,8 | 5,5 | 7,7 | 6,8 | 5,2 | |||||||||||||||||
По уровню образования | |||||||||||||||||||||||
- с высшим средним специ альным образованием | 58,1 | 58,5 | 59,4 | 41,8 | 41,4 | 40,5 | |||||||||||||||||
- не имеющие полного средне го образования | 2,0 | 2,0 | 2,1 | 1,3 | 1,5 | 1,2 | |||||||||||||||||
По возрасту | |||||||||||||||||||||||
- молодежь 16-29 лет | 21,9 | 18,9 | 20,0 | 16,9 | 13,5 | 12,3 | |||||||||||||||||
-лица среднего возраста 30-49 (54) лет | 34,0 | 39,1 | 39,3 | 23,2 | 25,3 | 25,3 | |||||||||||||||||
-лица предпенсионного воз раста | 2,1 | 1,7 | 1,6 | 1,8 | 1,5 | 1,2 | |||||||||||||||||
Отдельные категории безработ ных | |||||||||||||||||||||||
-не приступившие к трудовой деятельности | 11,6 | 10,0 | 12,2 | 8,6 | 0,8 | 7,7 | |||||||||||||||||
-не имеющие профессии, спе циальности. | 1,3 | 2,0 | 2,5 | 0,7 | 0,9 | 0,9 | |||||||||||||||||
-имеющие длительный (более года) перерыв в работе | 36,0 | 33,3 | 33,3 | 27,6 | 23,0 | 20,5 | |||||||||||||||||
Доля этих категорий среди за регистрированных безра ботных по состоянию на конец года (периода) | 56,0 | 59,7 | 61,2 | 43,9 | 40,2 | 38,7 | |||||||||||||||||
Продолжительность безработи цы | |||||||||||||||||||||||
-средняя продолжительность, месяцев | 14,1 | 12,0 | 11,0 | 13,8 | 11,5 | 10,0 | |||||||||||||||||