ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
от 30 декабря 1998 года N 20-РЗ
Об оценочной деятельности в Республике Ингушетия
Принят Народным
Собранием - Парламентом
Республики Ингушетия 12 ноября 1998 года
(Изменения:
Закон Республики Ингушетия от 25.06.2001 г. N 10-РЗ, НГР ru06000200100008)
(Утратил силу :
Закон Республики Ингушетия от 22.09.2005 г. N 35-РЗ, НГР ru06000200500136)
ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 2. Субъекты оценочной деятельности
Статья 3. Объекты оценки
Статья 4. Право Республики Ингушетия, муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки
Статья 5. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки
Статья 6. Обязательность проведения оценки объектов оценки
ГЛАВА II ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Статья 7. Основания для проведения оценки объекта оценки
Статья 8. Обязательные требования к договору
Статья 9. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки
Статья 10. Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения
Статья 11. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете
Статья 12. Права оценщика
Статья 13. Обязанности оценщика
Статья 14. Независимость оценщика
Статья 15. Страхование гражданской ответственности оценщиков
ГЛАВА III РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 16. Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Республике Ингушетия
Статья 17. Функции уполномоченных органов
Статья 18. Стандарты оценки
Статья 19. Профессиональное обучение оценщиков
Статья 20. Саморегулируемые организации
Статья 21. Лицензирование оценочной деятельности
Статья 22. Требования к лицензированию оценочной деятельности
ГЛАВА IV ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Республике Ингушетия или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
- оценочная деятельность - совокупность отношений правового, экономического, организационно-технического и иного характера по установлению в отношении объектов гражданских прав рыночной стоимости или иной стоимости;
- рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).
К объектам оценки относятся:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
права требования, обязательства (долги);
- работы, услуги, информация;
- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Республика Ингушетия, муниципальные образования, физические и
юридические лица имеют право на проведение оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Законом и Федеральным законом "Об оценочной деятельности Российской Федерации".
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.
Проведение оценки является обязательным в следующих случаях:
- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Республике Ингушетия или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление или в аренду;
- при использовании объектов оценки, принадлежащих Республике
Ингушетия либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога; - при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Республике Ингушетия или муниципальным образованиям;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Республике Ингушетия или муниципальным образованиям;
- при передаче объектов оценки, принадлежащих Республике Ингушетия или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
- при национализации имущества;
- при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
- при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
- при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
- при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, когда распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия допускается с согласия собственника этого имущества.
Основанием для проведения оценки объекта является договор между оценщиком и заказчиком.
Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.
Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.
Договор должен содержать:
- основания заключения договора;
- вид объекта оценки;
- вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
- денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
- сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.
В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.
Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.