Государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания могут осуществляться органами местного самоуправления, органами республиканской жилищной комиссии, контролирующей не только соблюдение стандартов качества представляемых услуг, но и наличие соответствующих договоров. С учетом этого соответствующие органы целесообразно наделить правом административного воздействия на подрядные организации, включающие по договору определенные виды и объемы работ, на управляющие организации и собственников жилья и объектов коммунального назначения. Помимо плановой деятельности неотъемлемой функцией республиканской жилищной инспекции является оперативного реагирование на обращение и заявления потребителей жилищно-коммунальных услуг. Республиканская жилищная инспекция взаимодействует с территориальными управлениями Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации.
Республиканский орган исполнительной власти, наделенный Правительством РИ соответствующими полномочиями, проводит комплексный анализ и обобщение тенденций развития жилищно-коммунального хозяйства на основе республиканской статистической и бухгалтерской отчетности, осуществляет формирование республиканской политики в этой сфере экономики, координацию деятельности органов управления жилищно-коммунального хозяйства местных администраций, осуществляет разработку республиканских законодательных и иных нормативных правовых актов, норм, правил и республиканских стандартов качества, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства. В РИ государственное регулирование развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе координации деятельности по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг, должно осуществляться органами управления жилищно-коммунального хозяйства РИ, наделенными соответствующими полномочиями (республиканская жилищная инспекция и др.).
Одной из форм государственного регулирования и контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является лицензирование, а также определение приоритетных групп потребителей этих услуг, подлежащих обязательному обслуживанию и минимального уровня предоставляемых услуг в случае невозможности полного удовлетворения их потребителей из-за недостатка ресурсов или мощностей у организации, отнесенной к естественной монополии или доминирующих на рынке указанных услуг. В области технического обеспечения жилищно-коммунального хозяйства, помимо разработки и внедрения приборов индивидуального учета и регулирования потребляемых воды, газа и других энергоресурсов особого внимания заслуживает разработка автоматизированных систем диспетчерского управления, которые позволяют не только учитывать потребление соответствующих ресурсов, но и регулировать процесс их распределения и потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, такая система может предоставлять информацию для всех уровней управления.