Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:
- включение в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства;
- необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренных договорами найма на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Необходимо принять меры по совершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий и отражение изменений в оценке прожиточного минимума и минимальной потребительной корзины в целях увеличения платы за жилье и коммунальные услуги. Это в частности, предполагает:
- исключение возможности отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций;
- при определении величин субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов коммунальных платежей (оплаты жилья, плата за наем, за водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение);
- установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласовании погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это даст возможность исключить просроченную задолженность наименее обеспеченных семей;
- в целях создания эффективной системы мер воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также дополнительной защиты от необоснованных санкций организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам необходимо возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителей органов местного самоуправления, работников республиканских государственных жилищных инспекций, службы социальной защиты, а также юристов. К компетенции комиссии нужно отнести:
- проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
- консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействия в получении этой помощи;
- организация добровольного обмена жилыми помещениями;
- формирование обменного жилищного фонда для переселения;
- выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска.
Общее положение об указанной комиссии следует разработать на республиканском уровне. Необходимо обеспечить оперативное отражение нормативных затрат, связанных с пользованием жилищно-коммунальными услугами, в методике расчета прожиточного минимума.
Министерству труда и социального развития РИ целесообразно предусмотреть в рамках общей системы социальной защиты населения реализацию программы выделение жилищных субсидий.