Недействующий

О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Республике Ингушетия

I. Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства


Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляется в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище".

Для реализации данной программы подписан Указ президента РФ N 528 от 28 мая 1997 г. о реформе жилищно-коммунального хозяйства и Постановление Правительства РФ N 621 от 26 мая 1997 г. о федеральных стандартах жилищно-коммунального хозяйства.

В Республике Ингушетия для выполнения этой программы образована Правительственная комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Распоряжение N 180-р от 8 июля 1997 г.).

Несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние РИ продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Не создан реальный механизм ресурсосбережения. Практически отсутствуют инвестиции в коммунальное хозяйство.

Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.

Наиболее эффективным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования (дотирование) к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования.

После образования Республики Ингушетия в 1992 году и становления органов исполнительной власти и в частности жилищно-коммунального хозяйства, рост тарифов на коммунальные услуги позволил в какой-то мере преодолеть его отставание от темпов инфляции, при этом доля затрат, покрываемая население, в эксплуатационных издержках предприятий отрасли возросла.

Поскольку темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на покрытие разницы в ценах на тепловую энергию в республиканском и местном бюджете не уменьшилась.

Положение усугублялось тем, что в республике 1995 году реальные доходы населения снизились на 27 процентов (с учетом огромного числа безработных, депортированных из РСО-А и беженцев из ЧР), в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался для него особенно болезным.

В связи с этим, органы местного самоуправления должны устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Основными способами достижения указанных целей являются:

- совершенствование системы управления, эксплуатаций и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятиями материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифферинциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

- совершенствование системы социальной защита населения;

- упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти средств.