Недействующий

О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Республике Ингушетия

III. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, оплаты жилья и коммунальных услуг


Круг лиц, на которых распространяются жилищные льготы различного характера, довольно широк и определяется весьма значительным количеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

В Республике Ингушетия население, пользующееся различными льготами, финансируемыми из республиканского бюджета составляют следующие категории:

1. Пострадавшие во время аварии на Чернобыльской АЭС;

2. Ветераны ВОВ;

3. Ветераны боевых действий на территориях других государств;

4. Ветераны военной службы в годы ВОВ;

5. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и ветеранов боевых действий на территориях других государств;

6. Главные специалисты сельского хозяйства (агроном, зоотехник, ветеринар и др.).

Условно все жилищные льготы представляется возможным классифицировать по следующим основным категориям:

1. Льготы, дающие право на внеочередное и первоочередное получение жилья;

2. Льготы, дающие право на освобождение или оплату в пониженном размере занимаемых жилых помещений и коммунальных услуг;

3. Льготы, дающие право на дополнительную жилую площадь;

4. Льготы, дающие право на получение безвозмездной финансовой помощи или беспроцентной ссуды (кредита) на получение (приобретение) жилья (в том числе с погашением части ссуды за счет средств федерального бюджета), а также на приобретение жилья на льготных условиях;

5. Льготы, дающие право на внеочередное, первоочередное или преимущественное вступление в жилищные (жилищно-строительные) кооперативы, а также приобретение земельного участка под строительство жилого дома;

6. Льготы по бронированию и сохранению жилых помещений за временно отсутствующими гражданами;

7. Льготы по оплате расходов по найму жилого помещения.

8. Иные жилищные льготы.

Анализ действующего в жилищной сфере федерального законодательства показывает, что предоставленные какой-либо категории лиц преимущества, как правило, имеет широкий характер и не ограничивается только каким-то одним из перечисленных видов жилищных льгот. В частности, военнослужащим, отдельным категориям ветеранов и некоторым другим группам лиц в том или ином объеме предоставляется большинство из названных видов жилищных льгот. Причем эти льготы кодифицированы в подавляющем большинстве случаев в одном законодательном акте (Федеральном законе от 12 января 1995 г. и др.), что облегчает ознакомление с ними заинтересованных лиц. Следует помнить, что социальная норма площади жилья - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсации (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Она эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти. Переходя непосредственно к вопросу о льготах по оплате жилья и коммунальных услуг, следует отметить, что федеральное законодательство устанавливает основание и порядок их предоставления для довольно широкого круга лиц. Поэтому порядок предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и тарифов на электрическую энергию получает неоднозначное толкование, поскольку в некоторых случаях существуют определенные условия и оговорки, существенно ограничивающие объем данных льгот. Однако, на республиканском уровне, указанные принципиальные различия в основаниях и порядке предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг разным категориям граждан учитываются далеко не всегда, а классификации серьезного значения не придается. В этой связи предусматривается, что льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (в зависимости от группы лиц, которым они предоставлены) условно подразделяются на следующие виды:

1. Льготы по полному освобождению от оплаты жилья и коммунальных услуг.

2. Льготы по номинальному размеру оплаты жилья и коммунальных услуг без каких-либо условий их предоставления.

3. Льготы по номинальному размеру оплаты жилья и коммунальных услуг с дополнительными условиями их предоставления:

а) в пределах установленной нормы оплачиваемой жилой площади;

б) в зависимости от вида жилищного фонда.

Что касается полного освобождения от оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление, а в домах не имеющих центрального отопления - предоставления топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и другие коммунальные услуги), то эти льготы распространяются на Героев России, героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы и совместно проживающих с ними членов их семей. Указанные льготы сохраняются за пережившими супругами и родителями лиц данной категории. Организация в применении льгот комплексного характера (как в оплате жилья, так и в оплате коммунальных услуг) применяются довольно часто. Так, льготы в виде 50% скидки в оплате занимаемой общей площади жилых помещений предоставляется ряду категорий ветеранов, но только в пределах социальной нормы и при условии их проживания в домах государственного и муниципального жилых фондов, а также в приватизированных жилых помещениях. Что касается 50% скидки в оплате коммунальных услуг, то она предоставляется лишь в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, хотя и независимо от вида жилищного фонда.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагает:

- переход к самофинансированию организаций жилищно-коммунального хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

- увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

Целесообразно создавать механизмы привлечения и возврата средних и долгосрочных кредитов для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит сгладить влияние на уровень тарифов затрат, связанных с сезонностью проводимых работ, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для потребителей. Правительству Республики Ингушетия и органам самоуправления при формировании соответствующих бюджетов целесообразно выделять отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения федеральных, социальных стандартов представленных жилищно-коммунальных услуг.