Недействующий

О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Республике Ингушетия

II. Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды


Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере республики, должно осуществляться в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального хозяйства путем:

- формирования органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;

- организация системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также изменение экономических санкций к нарушителю договорных обязательств;

- привлечения на конкурсной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг с учетом их материально-технической базы.

Контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием республиканского, муниципального и частного жилищного фонда, а также за включением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения, должны осуществляться как органами местного самоуправления, так и органами республиканской жилищной инспекции.

Необходимой предпосылкой развития конкуренции является структурное изменение жилищно-коммунального хозяйства. К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции относятся:

- управление и обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;

- привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы энергообеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой;

- объекты (крышные, котельные, газоснабжение от емкостного и балонного газа и т.п.);

- выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора и т.п.);

- проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и т.п.

Органам местного самоуправления целесообразно ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключения соответствующих договоров на конкурсной основе.

В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, следует применять дополнительные методы антимонопольного воздействия.

В связи с этим, органам местного самоуправления через службы заказчика и республиканскую жилищную инспекцию рекомендуется:

осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечить участие в работе местных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органы местного самоуправления, организации по защите прав потребителей, антимонопольные органы и другие);

повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих предприятий в период перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг;

контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне республиканских (федеральных) социальных стандартов;

способность внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов.