ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 1998 года N 140
О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Республике Ингушетия
В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 27 мая 1997 года N 528 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг Правительство Республики Ингушетия
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
программу реформ жилищно-коммунального хозяйства в Республике Ингушетия (приложение N 1) на период с 1998 по 2003 гг.;
тарифы на коммунально-бытовые услуги населению на 1998 год (приложение N 2);
социальные нормы потребления коммунально-бытовых услуг населением на территории Республики Ингушетия на 1998 год (приложение N 3).
2. Установленные социальные нормы потребления коммунально-бытовых услуг и тарифы на них вводятся на территории Республики Ингушетия с 1 июня 1998 года и применяются предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности.
3. Министерству финансов предусмотреть в бюджете на 1998 год средства на реализацию реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (приложение N 4).
4. Государственному комитету по экономике Республики Ингушетия осуществлять ежеквартальный контроль за составом затрат, относимых на себестоимость жилищно-коммунальных услуг.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Ингушетия Дарсигова М-Б.З.
Председатель Правительства
Республики Ингушетия Б. Хамчиев
"УТВЕРЖДЕНО"
Постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от 13 июня 1998 г. N 140
Титульный лист
I. Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства
II. Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Развитие конкурентной сферы. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством. Обеспечение государственного регулирования и контроля, Стимулирование создания товариществ собственников жилья.
III. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, оплата жилья и коммунальных услуг.
IV. Обеспечение социальной защиты населения
V. Республиканские стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Региональные стандарты социальной нормы площади жилья. Региональный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья.
VI. Этапы реализации Программы.
VII. Данные ГК Республики Ингушетия по статистике категорий льготников.
Данные Министерства труда и социальной защиты. Приложение N 1.
1) Анализ экономических показателей услуг, оказанных населению в 1997 году .
2) Расчет потребности в субсидиях на покрытие затрат от предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в пределах социальных норм потребления и тарифов, вводимых с 1 февраля 1998 г.
3) Расчет совокупной стоимости коммунально-бытовых услуг, рассчитанных на среднюю статистическую (город - 5 чел., село - 7 чел.) в пределах социальных норм потребления услуг.
1 | Наименование Программы | Реформа жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия |
2. | Разработчики Программы | Госкомитет РИ по экономике Министерство финансов РИ |
3. | Цель Программы | Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья при переходе на режим безубыточного функционирования |
4. | Задачи Программы | Переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставления потребителям возможности влиять на объем и качество потребительских услуг |
5. | Сроки и этапы реализации Программы | 1-й этап 1998 г. 2-й этап - 1999-200 гг. 3-й этап - 2001-2003 гг. |
6. | Исполнители Программы | Правительство РИ и главы местных администраций городов и районов |
1. Создание условий проживания, отвечающих принятым стандартам качества, при одновременном повышении эффективности функционирования данной сферы хозяйства, т.е. при снижении затрат производителей услуг.
2. Снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг путем:
- совершенствование системы управления, регулирования и контроля;
- демонополизации, переход на договорные отношения и развитие конкуренции в отрасли;
- внедрение ресурсосберегающих технологий.
3. Предоставление потребителям возможности оказывать влияние на объем и качество потребляемых услуг, увеличение числа собственников в жилищной сфере, передаче недвижимости в управление частной собственности (создание товариществ собственников жилья).
4. Создание кредитоспособной обязательной системы социальной поддержки населения в области оплаты жилищно-экономических услуг, целевой адресной поддержки семей с низкими доходами.
Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляется в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище".
Для реализации данной программы подписан Указ президента РФ N 528 от 28 мая 1997 г. о реформе жилищно-коммунального хозяйства и Постановление Правительства РФ N 621 от 26 мая 1997 г. о федеральных стандартах жилищно-коммунального хозяйства.
В Республике Ингушетия для выполнения этой программы образована Правительственная комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Распоряжение N 180-р от 8 июля 1997 г.).
Несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние РИ продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Не создан реальный механизм ресурсосбережения. Практически отсутствуют инвестиции в коммунальное хозяйство.
Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.
Наиболее эффективным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования (дотирование) к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования.
После образования Республики Ингушетия в 1992 году и становления органов исполнительной власти и в частности жилищно-коммунального хозяйства, рост тарифов на коммунальные услуги позволил в какой-то мере преодолеть его отставание от темпов инфляции, при этом доля затрат, покрываемая население, в эксплуатационных издержках предприятий отрасли возросла.
Поскольку темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на покрытие разницы в ценах на тепловую энергию в республиканском и местном бюджете не уменьшилась.
Положение усугублялось тем, что в республике 1995 году реальные доходы населения снизились на 27 процентов (с учетом огромного числа безработных, депортированных из РСО-А и беженцев из ЧР), в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался для него особенно болезным.
В связи с этим, органы местного самоуправления должны устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта.
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Основными способами достижения указанных целей являются:
- совершенствование системы управления, эксплуатаций и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятиями материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифферинциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
- совершенствование системы социальной защита населения;
- упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти средств.
Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере республики, должно осуществляться в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального хозяйства путем:
- формирования органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;
- организация системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также изменение экономических санкций к нарушителю договорных обязательств;
- привлечения на конкурсной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг с учетом их материально-технической базы.
Контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием республиканского, муниципального и частного жилищного фонда, а также за включением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения, должны осуществляться как органами местного самоуправления, так и органами республиканской жилищной инспекции.
Необходимой предпосылкой развития конкуренции является структурное изменение жилищно-коммунального хозяйства. К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции относятся:
- управление и обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
- привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы энергообеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой;
- объекты (крышные, котельные, газоснабжение от емкостного и балонного газа и т.п.);
- выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора и т.п.);
- проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и т.п.
Органам местного самоуправления целесообразно ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключения соответствующих договоров на конкурсной основе.
В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, следует применять дополнительные методы антимонопольного воздействия.
В связи с этим, органам местного самоуправления через службы заказчика и республиканскую жилищную инспекцию рекомендуется:
осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечить участие в работе местных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органы местного самоуправления, организации по защите прав потребителей, антимонопольные органы и другие);
повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих предприятий в период перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг;
контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне республиканских (федеральных) социальных стандартов;