Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 1998 года N 140

О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Республике Ингушетия

В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 27 мая 1997 года N 528 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг Правительство Республики Ингушетия

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

программу реформ жилищно-коммунального хозяйства в Республике Ингушетия (приложение N 1) на период с 1998 по 2003 гг.;

тарифы на коммунально-бытовые услуги населению на 1998 год (приложение N 2);

социальные нормы потребления коммунально-бытовых услуг населением на территории Республики Ингушетия на 1998 год (приложение N 3).

2. Установленные социальные нормы потребления коммунально-бытовых услуг и тарифы на них вводятся на территории Республики Ингушетия с 1 июня 1998 года и применяются предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности.

3. Министерству финансов предусмотреть в бюджете на 1998 год средства на реализацию реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (приложение N 4).

4. Государственному комитету по экономике Республики Ингушетия осуществлять ежеквартальный контроль за составом затрат, относимых на себестоимость жилищно-коммунальных услуг.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Ингушетия Дарсигова М-Б.З.

Председатель Правительства

Республики Ингушетия Б. Хамчиев

"УТВЕРЖДЕНО"

Постановлением Правительства

Республики Ингушетия

от 13 июня 1998 г. N 140

ПРОГРАММА реформ жилищно-коммунального хозяйства в Республике Ингушетия г. Назрань 1998 г. Содержание


Титульный лист

I. Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства

II. Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Развитие конкурентной сферы. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством. Обеспечение государственного регулирования и контроля, Стимулирование создания товариществ собственников жилья.

III. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, оплата жилья и коммунальных услуг.

IV. Обеспечение социальной защиты населения

V. Республиканские стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Региональные стандарты социальной нормы площади жилья. Региональный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья.

VI. Этапы реализации Программы.

VII. Данные ГК Республики Ингушетия по статистике категорий льготников.

Данные Министерства труда и социальной защиты. Приложение N 1.

1) Анализ экономических показателей услуг, оказанных населению в 1997 году .

2) Расчет потребности в субсидиях на покрытие затрат от предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в пределах социальных норм потребления и тарифов, вводимых с 1 февраля 1998 г.

3) Расчет совокупной стоимости коммунально-бытовых услуг, рассчитанных на среднюю статистическую (город - 5 чел., село - 7 чел.) в пределах социальных норм потребления услуг.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


1

Наименование Программы

Реформа жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия

2.

Разработчики Программы

Госкомитет РИ по экономике Министерство финансов РИ

3.

Цель Программы

Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья при переходе на режим безубыточного функционирования

4.

Задачи Программы

Переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставления потребителям возможности влиять на объем и качество потребительских услуг

5.

Сроки и этапы реализации Программы

1-й этап 1998 г. 2-й этап - 1999-200 гг. 3-й этап - 2001-2003 гг.

6.

Исполнители Программы

Правительство РИ и главы местных администраций городов и районов



СТРУКТУРА Программы реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия


1. Создание условий проживания, отвечающих принятым стандартам качества, при одновременном повышении эффективности функционирования данной сферы хозяйства, т.е. при снижении затрат производителей услуг.

2. Снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг путем:

- совершенствование системы управления, регулирования и контроля;

- демонополизации, переход на договорные отношения и развитие конкуренции в отрасли;

- внедрение ресурсосберегающих технологий.

3. Предоставление потребителям возможности оказывать влияние на объем и качество потребляемых услуг, увеличение числа собственников в жилищной сфере, передаче недвижимости в управление частной собственности (создание товариществ собственников жилья).

4. Создание кредитоспособной обязательной системы социальной поддержки населения в области оплаты жилищно-экономических услуг, целевой адресной поддержки семей с низкими доходами.

I. Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства


Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляется в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище".

Для реализации данной программы подписан Указ президента РФ N 528 от 28 мая 1997 г. о реформе жилищно-коммунального хозяйства и Постановление Правительства РФ N 621 от 26 мая 1997 г. о федеральных стандартах жилищно-коммунального хозяйства.

В Республике Ингушетия для выполнения этой программы образована Правительственная комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Распоряжение N 180-р от 8 июля 1997 г.).

Несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние РИ продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Не создан реальный механизм ресурсосбережения. Практически отсутствуют инвестиции в коммунальное хозяйство.

Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.

Наиболее эффективным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования (дотирование) к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования.

После образования Республики Ингушетия в 1992 году и становления органов исполнительной власти и в частности жилищно-коммунального хозяйства, рост тарифов на коммунальные услуги позволил в какой-то мере преодолеть его отставание от темпов инфляции, при этом доля затрат, покрываемая население, в эксплуатационных издержках предприятий отрасли возросла.

Поскольку темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на покрытие разницы в ценах на тепловую энергию в республиканском и местном бюджете не уменьшилась.

Положение усугублялось тем, что в республике 1995 году реальные доходы населения снизились на 27 процентов (с учетом огромного числа безработных, депортированных из РСО-А и беженцев из ЧР), в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался для него особенно болезным.

В связи с этим, органы местного самоуправления должны устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Основными способами достижения указанных целей являются:

- совершенствование системы управления, эксплуатаций и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятиями материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифферинциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

- совершенствование системы социальной защита населения;

- упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти средств.

II. Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды


Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере республики, должно осуществляться в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального хозяйства путем:

- формирования органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;

- организация системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также изменение экономических санкций к нарушителю договорных обязательств;

- привлечения на конкурсной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг с учетом их материально-технической базы.

Контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием республиканского, муниципального и частного жилищного фонда, а также за включением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения, должны осуществляться как органами местного самоуправления, так и органами республиканской жилищной инспекции.

Необходимой предпосылкой развития конкуренции является структурное изменение жилищно-коммунального хозяйства. К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции относятся:

- управление и обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;

- привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы энергообеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой;

- объекты (крышные, котельные, газоснабжение от емкостного и балонного газа и т.п.);

- выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора и т.п.);

- проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и т.п.

Органам местного самоуправления целесообразно ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключения соответствующих договоров на конкурсной основе.

В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, следует применять дополнительные методы антимонопольного воздействия.

В связи с этим, органам местного самоуправления через службы заказчика и республиканскую жилищную инспекцию рекомендуется:

осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечить участие в работе местных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органы местного самоуправления, организации по защите прав потребителей, антимонопольные органы и другие);

повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих предприятий в период перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг;

контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне республиканских (федеральных) социальных стандартов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»