Построение демократического правового государства в Российской Федерации сопровождалось созданием структуры органов государственной власти и соответствующей ей системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства.
В Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как важнейшего механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.
В 90-х годах в России осуществлялась подготовка нормативных и правовых актов в сфере государственной службы. Были приняты Закон РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другие законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие прохождение федеральной государственной службы, а также государственной службы в субъектах федерации.
Вместе с тем современное состояние государственной службы в Российской Федерации высветило ряд проблем и задач:
- отсутствие целостной системы государственной службы. Государственная служба на федеральном уровне и на уровне субъекта осуществляется как служба в отдельном органе государственной власти;
- наличие противоречий в законодательстве о государственной службе;
- недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов;
- снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;
- непоследовательность кадровой политики в государственной службе;
- несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и уровню законодательных ограничений, существующих на государственной службе;
- отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации отношений между органами государственной власти, структурными подразделениями органа государственной власти;
- не разработанность механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой.
Все вышеперечисленные проблемы в государственной службе Российской Федерации имеют место и в Республике Ингушетия.
В 1996 году в Республике Ингушетия был разработан и принят Закон РИ "О государственной службе Республики Ингушетия", в соответствии с которым по настоящее время осуществляется прохождение государственной службы в органах государственной власти.
Общая численность государственных служащих республики и иных работников территориальных органов федеральных органов, а также служащих административно-территориальных образований на 1.01.02 г. составляет более 1,5 тысячи человек, что в сравнении с 2000 г. на 15% больше.
Женщины, работающие на должностях государственной службы в органах исполнительной власти республики, составляют чуть более 45%.
Возрастной состав государственных служащих с учетом федеральных служащих характеризуется следующими показателями: государственные служащие в возрасте до 30 лет составляют около 30%, от 30 до 40 лет -более 35%, от 40 до 50 лет - около 25%, свыше 50 лет - более 10%.
Большинство государственных служащих (около 60%), замещающих государственные должности государственной службы в органах исполнительной власти республики, имеют стаж работы от 1 до 5 лет.
Около 76% государственных служащих республики имеют высшее или неоконченное высшее образование. Продолжают обучение в высших учебных заведениях более 200 человек, в том числе и на второе высшее образование - 60 человек.
Кроме того, в 2001 году прошли профессиональную переподготовку более 80 человек в Российской и Северо-Кавказской академиях государственной службы. На курсах повышения квалификации прошли обучение 60 государственных служащих.
За период 2000-2001гг. прошли аттестацию около 500 сотрудников органов исполнительной власти, что составляет около 30,0% от общего числа государственных служащих.
Из полутора тысяч госслужащих более 700 имеют квалификационные разряды, 66% которых замешают старшие и младшие должности.
Очень низок процент (около 10%) принятых на работу государственных служащих по конкурсу. Часто в основе назначения на вакантную должность лежит единоличное решение руководителя.
Необходимо отметить, что в системе государственной службы республики при подборе и расстановке кадров довольно часто наблюдаются нарушения квалификационных требований по уровню и профилю образования.
Более 70% служащих республики имеют высшее техническое, педагогическое, экономическое и юридическое образование. При этом незначительная часть госслужащих имеет образование по государственному и муниципальному образованию.
Единичными являются назначения на должности государственной службы из резерва кадров (около 10,0%).
Все вышеперечисленные факты подтверждают необходимость реформирования системы государственной службы в целом.