Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

УКАЗ

от 15 мая 2003 года N 100

О Программе реформирования государственной службы Республики Ингушетия

В целях совершенствования государственной службы Республики Ингушетия в рамках реформирования государственной службы Российской Федерации

постановляю:

1.Утвердить прилагаемую Программу реформирования государственной службы Республики Ингушетия и мероприятий по ее реализации (далее именуется Программа).

2.Определить координатором Программы Администрацию Президента Республики Ингушетия.

3.Правительству Республики Ингушетия при разработке проектов законов о республиканском бюджете до 2005 г. предусматривать средства для финансирования Программы.

4.Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Республики Ингушетия М. Зязиков

г. Магас

15 мая 2003 года

N 100

Утверждена

Указом Президента

Республики Ингушетия

от "15" мая 2003 г. N 100

ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

1. Проблемы в системе государственной службы


Построение демократического правового государства в Российской Федерации сопровождалось созданием структуры органов государственной власти и соответствующей ей системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства.

В Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как важнейшего механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.

В 90-х годах в России осуществлялась подготовка нормативных и правовых актов в сфере государственной службы. Были приняты Закон РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другие законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие прохождение федеральной государственной службы, а также государственной службы в субъектах федерации.

Вместе с тем современное состояние государственной службы в Российской Федерации высветило ряд проблем и задач:

- отсутствие целостной системы государственной службы. Государственная служба на федеральном уровне и на уровне субъекта осуществляется как служба в отдельном органе государственной власти;

- наличие противоречий в законодательстве о государственной службе;

- недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов;

- снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;

- непоследовательность кадровой политики в государственной службе;

- несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и уровню законодательных ограничений, существующих на государственной службе;

- отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации отношений между органами государственной власти, структурными подразделениями органа государственной власти;

- не разработанность механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой.

Все вышеперечисленные проблемы в государственной службе Российской Федерации имеют место и в Республике Ингушетия.

В 1996 году в Республике Ингушетия был разработан и принят Закон РИ "О государственной службе Республики Ингушетия", в соответствии с которым по настоящее время осуществляется прохождение государственной службы в органах государственной власти.

Общая численность государственных служащих республики и иных работников территориальных органов федеральных органов, а также служащих административно-территориальных образований на 1.01.02 г. составляет более 1,5 тысячи человек, что в сравнении с 2000 г. на 15% больше.

Женщины, работающие на должностях государственной службы в органах исполнительной власти республики, составляют чуть более 45%.

Возрастной состав государственных служащих с учетом федеральных служащих характеризуется следующими показателями: государственные служащие в возрасте до 30 лет составляют около 30%, от 30 до 40 лет -более 35%, от 40 до 50 лет - около 25%, свыше 50 лет - более 10%.

Большинство государственных служащих (около 60%), замещающих государственные должности государственной службы в органах исполнительной власти республики, имеют стаж работы от 1 до 5 лет.

Около 76% государственных служащих республики имеют высшее или неоконченное высшее образование. Продолжают обучение в высших учебных заведениях более 200 человек, в том числе и на второе высшее образование - 60 человек.

Кроме того, в 2001 году прошли профессиональную переподготовку более 80 человек в Российской и Северо-Кавказской академиях государственной службы. На курсах повышения квалификации прошли обучение 60 государственных служащих.

За период 2000-2001гг. прошли аттестацию около 500 сотрудников органов исполнительной власти, что составляет около 30,0% от общего числа государственных служащих.

Из полутора тысяч госслужащих более 700 имеют квалификационные разряды, 66% которых замешают старшие и младшие должности.

Очень низок процент (около 10%) принятых на работу государственных служащих по конкурсу. Часто в основе назначения на вакантную должность лежит единоличное решение руководителя.

Необходимо отметить, что в системе государственной службы республики при подборе и расстановке кадров довольно часто наблюдаются нарушения квалификационных требований по уровню и профилю образования.

Более 70% служащих республики имеют высшее техническое, педагогическое, экономическое и юридическое образование. При этом незначительная часть госслужащих имеет образование по государственному и муниципальному образованию.

Единичными являются назначения на должности государственной службы из резерва кадров (около 10,0%).

Все вышеперечисленные факты подтверждают необходимость реформирования системы государственной службы в целом.

2. Цели и задачи реформирования государственной службы


Основной целью реформирования государственной службы в современных условиях является повышение ее эффективности, профессионализма, оптимизация затрат на материально-техническое обеспечение государственной службы.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- создать организационно-правовую базу для обеспечения функционирования деятельности государственной службы;

- внедрить новые методы планирования, финансирования, мотивации труда, оценки деятельности государственных служащих;

- повысить эффективность методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, широко используя принцип равного доступа граждан к государственной службе;

- систематически осуществлять оценку служебной деятельности государственных служащих, создавая при этом условия для их должностного роста;

- четко определить полномочия, обязанности и ответственность государственного служащего на основе должностных регламентов;

- обеспечить открытость и гласность государственной службы в интересах укрепления государства и общества;

- улучшить систему реализации программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих, повышая ответственность руководителей за их реализацию;

- осуществить регулирование профессиональной этики государственных служащих на законодательном уровне;

- создать оптимальные материально-технические условия для эффективного регулирования деятельности и функционирования государственной службы;

- обеспечить дальнейшее развитие системы управления государственной службы.

2. Мероприятия для реализации поставленных задач


Для решения перечисленных выше задач необходимо провести мероприятия по следующим направлениям:

- участие в разработке законодательной и нормативной правовой базы по вопросам реформирования государственной службы;

- создание эффективной системы подбора и расстановки кадров в органах государственной власти;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

- создание оптимальных материально-технических условий для повышения эффективности функционирования государственной службы;

- совершенствование системы управления государственной службой.

3.1. Разработка законодательной и нормативной правовой базы по вопросам реформирования государственной службы


В соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирование государственной службы должно осуществляться на основе целостной и комплексной системы правового обеспечения.

Однако в настоящее время правовая база государственной службы характеризуется недостаточным законодательным регулированием государственно-служебных отношений и противоречий в законодательных актах.

Анализируя законодательную базу по вопросам государственной службы Республики Ингушетия и сопоставляя ее с федеральной, следует отметить, что в настоящее время в них не имеются значительные противоречия.

Тем не менее назрела необходимость в обновлении законодательной базы государственной службы Республики Ингушетия в свете реформирования государственной службы Российской Федерации в целях создания целостной системы регулирования и закрепления единых основ.

С этой целью необходимо осуществить следующие мероприятия:

- провести детальный анализ существующей ныне законодательной базы о государственной службе Республики Ингушетия;

- на основании проведенного анализа выявить недостатки в свете предстоящего реформирования системы государственной службы Российской Федерации;

- поэтапно внести в соответствующие органы конкретные предложения о создании целостной системы государственной службы в Российской Федерации и Республике Ингушетия.

3.2. Создание эффективной системы подбора и расстановки кадров в органах государственной власти


Существующая система подбора и расстановки кадров как в Российской Федерации, так и в Республике Ингушетия не всегда функционирует в достаточной степени в соответствии с действующим законодательством о государственной службе.

Для успешного реформирования государственной службы необходимо обеспечить полномасштабную реализацию механизма подбора и расстановки кадров.

С этой целью необходимо следующее:

- строго соблюдать квалификационные требования по образованию (уровню и профилю) и стажу работы;

- повысить качественный состав резерва кадров, исключая при этом формальный подход и обеспечив его максимальное использование;

- шире использовать замещение вакантных должностей на конкурсной основе, особенно при отсутствии резерва кадров;

- искоренить формальный подход при проведении аттестации и квалификационных экзаменов, соблюдая максимальную объективность при оценке результатов деятельности государственных служащих;

- повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего с учетом усиления мотивации их труда, при этом шире использовать различные виды поощрения, карьерный рост и т.д.

Для реализации вышеперечисленного необходимо повысить ответственность руководителей в вопросах подбора и расстановки кадров в органах исполнительной власти Республики Ингушетия.

3.3. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих


Одним из основных условий успешного функционирования системы государственной службы является высокий профессионализм государственных служащих.

Для роста профессионального уровня необходимо осуществить дальнейшее совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

С этой целью необходимо:

- осуществлять объективный отбор государственных служащих для направления на различные виды дополнительного профессионального обучения;

- шире использовать возможности Представительства Северо-Кавказской академии государственной службы в г. Магас в реализации плана подготовки государственных служащих Республики Ингушетия и оказывать ему всестороннее содействие;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»