ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
УКАЗ
от 15 мая 2003 года N 100
О Программе реформирования государственной службы Республики Ингушетия
В целях совершенствования государственной службы Республики Ингушетия в рамках реформирования государственной службы Российской Федерации
постановляю:
1.Утвердить прилагаемую Программу реформирования государственной службы Республики Ингушетия и мероприятий по ее реализации (далее именуется Программа).
2.Определить координатором Программы Администрацию Президента Республики Ингушетия.
3.Правительству Республики Ингушетия при разработке проектов законов о республиканском бюджете до 2005 г. предусматривать средства для финансирования Программы.
4.Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Ингушетия М. Зязиков
г. Магас
15 мая 2003 года
N 100
Указом Президента
Республики Ингушетия
от "15" мая 2003 г. N 100
ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Построение демократического правового государства в Российской Федерации сопровождалось созданием структуры органов государственной власти и соответствующей ей системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства.
В Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как важнейшего механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.
В 90-х годах в России осуществлялась подготовка нормативных и правовых актов в сфере государственной службы. Были приняты Закон РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другие законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие прохождение федеральной государственной службы, а также государственной службы в субъектах федерации.
Вместе с тем современное состояние государственной службы в Российской Федерации высветило ряд проблем и задач:
- отсутствие целостной системы государственной службы. Государственная служба на федеральном уровне и на уровне субъекта осуществляется как служба в отдельном органе государственной власти;
- наличие противоречий в законодательстве о государственной службе;
- недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов;
- снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;
- непоследовательность кадровой политики в государственной службе;
- несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и уровню законодательных ограничений, существующих на государственной службе;
- отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации отношений между органами государственной власти, структурными подразделениями органа государственной власти;
- не разработанность механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой.
Все вышеперечисленные проблемы в государственной службе Российской Федерации имеют место и в Республике Ингушетия.
В 1996 году в Республике Ингушетия был разработан и принят Закон РИ "О государственной службе Республики Ингушетия", в соответствии с которым по настоящее время осуществляется прохождение государственной службы в органах государственной власти.
Общая численность государственных служащих республики и иных работников территориальных органов федеральных органов, а также служащих административно-территориальных образований на 1.01.02 г. составляет более 1,5 тысячи человек, что в сравнении с 2000 г. на 15% больше.
Женщины, работающие на должностях государственной службы в органах исполнительной власти республики, составляют чуть более 45%.
Возрастной состав государственных служащих с учетом федеральных служащих характеризуется следующими показателями: государственные служащие в возрасте до 30 лет составляют около 30%, от 30 до 40 лет -более 35%, от 40 до 50 лет - около 25%, свыше 50 лет - более 10%.
Большинство государственных служащих (около 60%), замещающих государственные должности государственной службы в органах исполнительной власти республики, имеют стаж работы от 1 до 5 лет.
Около 76% государственных служащих республики имеют высшее или неоконченное высшее образование. Продолжают обучение в высших учебных заведениях более 200 человек, в том числе и на второе высшее образование - 60 человек.
Кроме того, в 2001 году прошли профессиональную переподготовку более 80 человек в Российской и Северо-Кавказской академиях государственной службы. На курсах повышения квалификации прошли обучение 60 государственных служащих.
За период 2000-2001гг. прошли аттестацию около 500 сотрудников органов исполнительной власти, что составляет около 30,0% от общего числа государственных служащих.
Из полутора тысяч госслужащих более 700 имеют квалификационные разряды, 66% которых замешают старшие и младшие должности.
Очень низок процент (около 10%) принятых на работу государственных служащих по конкурсу. Часто в основе назначения на вакантную должность лежит единоличное решение руководителя.
Необходимо отметить, что в системе государственной службы республики при подборе и расстановке кадров довольно часто наблюдаются нарушения квалификационных требований по уровню и профилю образования.
Более 70% служащих республики имеют высшее техническое, педагогическое, экономическое и юридическое образование. При этом незначительная часть госслужащих имеет образование по государственному и муниципальному образованию.
Единичными являются назначения на должности государственной службы из резерва кадров (около 10,0%).
Все вышеперечисленные факты подтверждают необходимость реформирования системы государственной службы в целом.
Основной целью реформирования государственной службы в современных условиях является повышение ее эффективности, профессионализма, оптимизация затрат на материально-техническое обеспечение государственной службы.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- создать организационно-правовую базу для обеспечения функционирования деятельности государственной службы;
- внедрить новые методы планирования, финансирования, мотивации труда, оценки деятельности государственных служащих;
- повысить эффективность методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, широко используя принцип равного доступа граждан к государственной службе;
- систематически осуществлять оценку служебной деятельности государственных служащих, создавая при этом условия для их должностного роста;
- четко определить полномочия, обязанности и ответственность государственного служащего на основе должностных регламентов;
- обеспечить открытость и гласность государственной службы в интересах укрепления государства и общества;
- улучшить систему реализации программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих, повышая ответственность руководителей за их реализацию;
- осуществить регулирование профессиональной этики государственных служащих на законодательном уровне;
- создать оптимальные материально-технические условия для эффективного регулирования деятельности и функционирования государственной службы;
- обеспечить дальнейшее развитие системы управления государственной службы.
Для решения перечисленных выше задач необходимо провести мероприятия по следующим направлениям:
- участие в разработке законодательной и нормативной правовой базы по вопросам реформирования государственной службы;
- создание эффективной системы подбора и расстановки кадров в органах государственной власти;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;
- создание оптимальных материально-технических условий для повышения эффективности функционирования государственной службы;
- совершенствование системы управления государственной службой.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирование государственной службы должно осуществляться на основе целостной и комплексной системы правового обеспечения.
Однако в настоящее время правовая база государственной службы характеризуется недостаточным законодательным регулированием государственно-служебных отношений и противоречий в законодательных актах.
Анализируя законодательную базу по вопросам государственной службы Республики Ингушетия и сопоставляя ее с федеральной, следует отметить, что в настоящее время в них не имеются значительные противоречия.
Тем не менее назрела необходимость в обновлении законодательной базы государственной службы Республики Ингушетия в свете реформирования государственной службы Российской Федерации в целях создания целостной системы регулирования и закрепления единых основ.
С этой целью необходимо осуществить следующие мероприятия:
- провести детальный анализ существующей ныне законодательной базы о государственной службе Республики Ингушетия;
- на основании проведенного анализа выявить недостатки в свете предстоящего реформирования системы государственной службы Российской Федерации;
- поэтапно внести в соответствующие органы конкретные предложения о создании целостной системы государственной службы в Российской Федерации и Республике Ингушетия.
Существующая система подбора и расстановки кадров как в Российской Федерации, так и в Республике Ингушетия не всегда функционирует в достаточной степени в соответствии с действующим законодательством о государственной службе.
Для успешного реформирования государственной службы необходимо обеспечить полномасштабную реализацию механизма подбора и расстановки кадров.
С этой целью необходимо следующее:
- строго соблюдать квалификационные требования по образованию (уровню и профилю) и стажу работы;
- повысить качественный состав резерва кадров, исключая при этом формальный подход и обеспечив его максимальное использование;
- шире использовать замещение вакантных должностей на конкурсной основе, особенно при отсутствии резерва кадров;
- искоренить формальный подход при проведении аттестации и квалификационных экзаменов, соблюдая максимальную объективность при оценке результатов деятельности государственных служащих;
- повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего с учетом усиления мотивации их труда, при этом шире использовать различные виды поощрения, карьерный рост и т.д.
Для реализации вышеперечисленного необходимо повысить ответственность руководителей в вопросах подбора и расстановки кадров в органах исполнительной власти Республики Ингушетия.
Одним из основных условий успешного функционирования системы государственной службы является высокий профессионализм государственных служащих.
Для роста профессионального уровня необходимо осуществить дальнейшее совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
С этой целью необходимо:
- осуществлять объективный отбор государственных служащих для направления на различные виды дополнительного профессионального обучения;
- шире использовать возможности Представительства Северо-Кавказской академии государственной службы в г. Магас в реализации плана подготовки государственных служащих Республики Ингушетия и оказывать ему всестороннее содействие;