Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе "О техническом регулировании" и, в первую очередь, пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная и электрическая безопасность. Они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
Наиболее проблемными, требующими вмешательства соответствующих органов исполнительной власти, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;
неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;
эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Так, по данным Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в Российской Федерации в 2002 году зарегистрирован 1121 пожар, где погибло 28 человек, в том числе 3 детей, материальный ущерб составил более 70 миллионов рублей. В апреле 2003 года возникли пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха (Якутия) и школе-интернате для глухонемых детей в городе Махачкале (Республика Дагестан), в результате которых погибли 54 обучающихся и воспитанника и 156 человек получили ожоги и травмы разной степени тяжести. Практически полностью сгорели обе школы.
За период с 2000 года по настоящее время в системе образования произошло 358 несчастных случаев со смертельным исходом во время образовательного процесса, в том числе погибло 256 обучающихся и воспитанников: Республика Саха (Якутия) - 30, Республика Дагестан - 28, Краснодарский край - 15, город Москва - 13, Челябинская область - 10 и 102 работника, Свердловская область - 27, Нижегородская область - 9, Пермская область - 8.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего государства.
Органами управлений образованием муниципальных образований районов и городов Республики Адыгея совместно с Комитетом Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в апреле 2003 года проведены проверки противопожарного состояния зданий муниципальных и республиканских образовательных учреждений Республики Адыгея.
По предварительной оценке необходимая сумма средств на мероприятия по обеспечению пожарной и электрической безопасности образовательных учреждений Республики Адыгея составила 34613 тысяч рублей (таблица прилагается).