Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами


Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса Республики Адыгея обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью отрасли, неудовлетворительным финансовым положением предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Содержание жилищно-коммунального комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.

В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако, социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2001 года население оплачивало около 37 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически, с учетом льгот и субсидий - около 44 процентов.

В 2001 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея составило более 20 процентов объема необходимых средств. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере Республики Адыгея, образовавшейся в первую очередь в результате недостаточного бюджетного финансирования. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Адыгея является источником неплатежей, охвативших практически все отрасли экономики Республики Адыгея.

Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Республики Адыгея превращается в источник угроз для социального и экономического развития Республики Адыгея.

На сегодняшний день система водоснабжения Республики Адыгея включает в себя более 1,8 тысячи километров водопроводных сетей, 251 артезианский водозабор и Майкопский групповой водопровод. Централизованным водоснабжением охвачено 92 процента городского и 52 процента сельского населения. Население 108 населенных пунктов Республики Адыгея использует для питьевых нужд воду из шахтных колодцев.

Техническое и санитарное состояние объектов водоснабжения неудовлетворительное. Системы водоснабжения Республики Адыгея эксплуатируются в основном с 50 - 60-х годов и характеризуются высокой степенью износа, которая на некоторых объектах достигает 100 процентов. Число аварий на сетях растет ускоряющимися темпами и достигает 1000 - 1200 в год. Аварии на сетях приводят к перебоям в подаче воды населению Республики Адыгея и вторичному загрязнению питьевой воды.

Количество проб воды из источников централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составляет около 2 процентов, а по санитарно-химическим - приближается к 15 процентам. В 2,6 процента проб обнаружено высокое микробное загрязнение.

Существующие мощности водозаборных сооружений не обеспечивают население Республики Адыгея питьевой водой в достаточном количестве и не дают возможности развития сетей водоснабжения.

В 2000 - 2001 годах отмечено значительное ухудшение водоснабжения населения города Майкопа и Майкопского района, основным источником водоснабжения которых является Майкопский групповой водопровод, эксплуатируемый с 1982 года и требующий срочной реконструкции.

Кроме того, проведенные радиологические исследования проб воды из артезианских источников питьевого водоснабжения поселка Каменномостского Майкопского района выявили значительно повышенный уровень суммарной радиоактивности.

Необходимо выполнить реконструкцию Майкопского группового водопровода с увеличением его мощности.

На сегодняшний день централизованной канализацией в Республике Адыгея обеспечено менее 50 процентов городского населения, а среди сельских населенных пунктов централизованную систему канализации имеют в основном только районные центры Республики Адыгея. Объекты социальной и жилищной сферы сельских населенных пунктов для сбора и очистки бытовых стоков оснащены простейшими канализационными сооружениями - фильтрующими колодцами, выгребными ямами.

Очистка хозяйственно-бытовых стоков производится на 23 очистных сооружениях общей мощностью 132,4 тысячи кубических метров в сутки, протяженность которых составляет 549,5 километра, из них ветхих - 116,5 километра.

Очистные сооружения и канализационные сети, строительство которых в основном велось в 1966 - 1970-х годах, физически и морально устарели и не обеспечивают необходимой очистки стоков. Из 46,7 миллиона кубических метров сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, нормативно очищено только 4,25 миллиона кубических метров, что составляет 2 процента от общего объема.

В настоящее время в жилищно-коммунальной сфере Республики Адыгея эксплуатируется 129 котельных (396 котлов) общей установочной мощностью 632,8 Гкал/час. Из них 109 на газовом топливе, 15 на твердом и 5 на жидком. При этом в эксплуатации теплоэнергетического комплекса Республики Адыгея используются 237 чугунных котлов, которые физически изношены, морально устарели, имеют непозволительно низкий коэффициент полезного действия.

Протяженность тепловых сетей по Республике Адыгея составляет более 500 километров, из них в грунтовых водах эксплуатируются 38 километров, признаны ветхими 54 километра, остальные имеют средний износ трубопроводов более 50 процентов, а это говорит о значительных (до 17 процентов) потерях теплоносителя, что приводит к неоправданному перерасходу топлива, электроэнергии, воды, увеличению эксплуатационных затрат и, в конечном итоге, ведет к удорожанию стоимости коммунальных услуг.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых необходимо использовать программно-целевой метод.