КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 1998 года N 85
О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки Республики Адыгея согласно приложению.
2. Министерству здравоохранения Республики Адыгея и Адыгейскому республиканскому фонду обязательного медицинского страхования в месячный срок после принятия республиканского бюджета Республики Адыгея разработать в установленном порядке республиканскую программу государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Адыгея бесплатной медицинской помощью.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Адыгея.
Премьер-министр
Республики Адыгея
М. Тхаркахов
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 16 марта 1998 года N 85
В последние годы происходит ухудшение демографической ситуации и состояния здоровья населения. В деятельности лечебно-профилактических учреждений растет платный сектор, в том числе и теневой. Размеры финансирования из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают реализацию конституционных прав граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи. Вместе с тем имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, нерационально, усиливаются структурные диспропорции в предоставлении медицинской помощи. Не обеспечиваются государственные гарантии в лекарственном обеспечении льготных групп населения. Растет социальная напряженность. С принятием нормативных правовых актов Республики Адыгея по местному самоуправлению появилась муниципальная система здравоохранения, которая вышла из подчинения государственных органов управления. Система здравоохранения не имеет единой стратегии развития. Внедрение системы обязательного медицинского страхования произошло фрагментарно. Все это требует неотложных мер для повышения эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений.
Целью Концепции является сохранение и улучшение здоровья людей за счет снижения заболеваемости и смертности населения.
Основными задачами Концепции являются:
увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения;
повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
Реализация Концепции основана на принципах:
всеобщности, социальной справедливости и доступности медицинской помощи населению вне зависимости от его социального статуса, уровня дохода и места жительства;
профилактической направленности;
экономической эффективности функционирования медицинских учреждений;
единства медицинской науки и практики здравоохранения;
активного участия населения в решении вопросов здравоохранения.
В сложившихся условиях приобретают важное значение:
формирование единой государственной политики в области здравоохранения и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения;
развитие негосударственного сектора в здравоохранении;
совершенствование законодательной базы в сфере здравоохранения на федеральном и региональном уровнях;
разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья населения и среды обитания человека;
проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений, достижение максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат;
формирование единой политики в области развития медицинской науки;
повышение уровня квалификации медицинских работников путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и сертификации;
поэтапное увеличение заработной платы работников здравоохранения;
повышение социальной защищенности медицинских работников, страхование их профессиональной ответственности. Организация и дальнейшее совершенствование деятельности профессиональных медицинских ассоциаций, привлечение их к реализации государственной политики в области здравоохранения;
совершенствование государственного регулирования в области обеспечения медикаментами и медицинской техникой;
повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья, в том числе путем привлечения личных средств граждан к финансированию видов медицинской помощи, не гарантированных государством.
Основными направлениями в совершенствовании организации медицинской помощи являются перенос части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный, развитие первичной медико- санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения.
Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.
Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. Одним из возможных путей развития такого института будет придание врачам общей (cемейной) практики статуса юридического лица. При этом они могут формировать бюджет практики, быть распорядителями средств для финансирования объема медицинской помощи их пациентам. Экономическая заинтересованность и конкуренция делают врача общей практики ответственным за рациональный медицинский маршрут пациентов и обеспечивают непрерывность его наблюдения.
В поликлиниках при этом должна развиваться консультативно- диагностическая служба со специализированными лабораториями и диагностическим оборудованием. На их базе могут быть развернуты отделения реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи.
Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого нужно реорганизовать стационары по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса, а также расширить объемы медицинской помощи в стационарах дневного или краткосрочного пребывания, внедрить стационаро -заменяющие технологии (центры амбулаторной хирургии, службы долечивания на дому), что позволит сократить количество койко-дней пребывания пациента в стационаре. При реконструкции больниц следует предусматривать распределение коечной мощности в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом:
интенсивного лечения - до 20 процентов;
восстановительного лечения - до 45 процентов;
длительного лечения больных хроническими заболеваниями - до 20 процентов;
медико-социальной помощи - 15 процентов.
Необходимо развивать и эффективно использовать межрайонные специализированные медицинские центры.
Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций между каждым этапом оказания медицинской помощи, а также различными видами медицинской помощи и различными типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого, чем существующий, уровня управления и финансирования медицинской помощи.
Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов (моделей) диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.
Требуется принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий совершенствования первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.
Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению. Активизировать работу по борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем, и другими заболеваниями, представляющими социальную опасность для окружающих.
Требуют государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии, онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней.
Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи, экстренной госпитализации пациентов.
Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторных учреждений системы здравоохранения, оздоровительных учреждений.
Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению при необходимости на базе центральных районных больниц формировать межрайонные диагностические комплексы, развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи.
При необходимости предусмотреть возможности интеграции ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения с учетом их отраслевых особенностей и территориальной расположенности. Это позволит привести деятельность ведомственных учреждений здравоохранения к единому нормативному правовому обеспечению и порядку стандартизации в сфере медицинских услуг, что даст возможность привлечь учреждения ведомственной медицины к реализации Республиканской программы государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Адыгея бесплатной медицинской помощью (далее - Программа).
При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важную роль будет играть формирующийся негосударственный сектор. Создание условий для развития частной медицинской деятельности является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.
Необходимо обеспечить равные права медицинским организациям и лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, с государственными и муниципальными организациями, на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Участие медицинских организаций различных форм собственности, врачебных практик в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.
Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема оказываемых ими услуг.
Система финансирования должна обеспечить использование ресурсов в качестве экономического инструмента повышения эффективности и качества медицинской помощи, реформирования системы здравоохранения, а в итоге создать экономические рычаги управления отраслью.
В этих целях необходимо:
разработать Программу, в которой обеспечить безусловное соблюдение соответствия объемов медицинской помощи и финансового обеспечения;
сформировать консолидированный бюджет здравоохранения - объединить средства Адыгейского республиканского фонда обязательного медицинского страхования, республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов городов и районов Республики Адыгея на основе Программы;
разработать порядок единого финансового потока через Адыгейский республиканский фонд обязательного медицинского страхования в разрезе Территориальной программы обязательного медицинского страхования;
установить тарифы на медицинские услуги на уровне, обеспечивающем необходимые затраты на их производство в рамках Программы;
разработать единую систему оплаты медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, стимулирующую эффективную работу медицинских учреждений и способствующую переносу акцентов со стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую;
обеспечить целенаправленность и прозрачность финансовых потоков в системе здравоохранения.
Необходимо:
в существующей системе обязательного медицинского страхования финансирование медицинских учреждений осуществлять через Адыгейский республиканский фонд обязательного медицинского страхования и его филиалы;
сформировать механизмы участия населения в покрытии части затрат на оказание медицинской помощи (развитие системы добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг, оказывающихся сверх Программы).
Перспективным направлением преобразований в системе обязательного медицинского страхования является введение системы частичного "Фондодержателя" для врачей общей практики.
Для обеспечения целевого и эффективного использования средств:
разработать механизм централизации средств для закупки медикаментов и оборудования на конкурсной основе;
разработать мероприятия, обеспечивающие более строгий контроль за расходованием финансовых средств (оперативная информация о расходовании средств обязательного медицинского страхования и бюджетов).
Существующее разграничение полномочий и ответственности между республиканскими органами исполнительной власти Республики Адыгея, администрациями городов и районов Республики Адыгея, Адыгейским республиканским фондом обязательного медицинского страхования нечетко и нерационально. Это является одной из причин неэффективного использования ресурсов в здравоохранении и требует принятия законодательных актов, которые должны определить организационные, правовые и экономические принципы построения государственного, муниципального и частного здравоохранения, их взаимодействия между собой.
Законодательство Российской Федерации и законодательство Республики Адыгея должны составлять единую согласованную систему, построенную на единых принципах, заданных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Адыгея, для чего необходимо принятие нормативных правовых актов о государственной системе здравоохранения, муниципальном и частном здравоохранении.