Государственная кадровая политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, формируется на основе и в рамках общегосударственной политики. Ее цели, приоритеты и принципы в решающей степени зависят от цивилизованности общества, от характера и роли государства, от режима властвования. Объем и пределы государственного регулирования кадровых процессов определяются также динамикой и стратегической направленностью развития государственности, темпами и качественными параметрами рыночных преобразований, уровнем цивилизованности демократических реформ. Государственная кадровая политика - это государственная стратегия в сфере формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов Республики Адыгея. Это система официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов регулирования кадровых отношений в конкретно-исторических условиях развития общества. Государственная кадровая политика является носителем наиболее общих начал в кадровой деятельности (целей, приоритетов, принципов, стандартов, критериев) , которые закреплены в Конституции Республики Адыгея и сформулированы в других нормативно-правовых актах республиканского значения. Концепция государственной кадровой политики основывается на конституционном положении о том, что человек "имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию", а государство обязано "признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина". Отсюда суть государственной кадровой политики - максимальная гармонизация интересов личности, общества и государства.
Принципы государственной кадровой политики:
- научность, реалистичность, учитывающие потребности общества в кадрах в переходный период и реальные возможности их удовлетворения в стратегическом плане;
- системность и комплексность, обеспечивающие, с одной стороны, органическое единство целей, принципов, форм, методов и технологий работы с кадрами, а с другой стороны, дифференцированный подход к осуществлению кадровых программ с учетом особенностей различных сфер, городов и районов;
- всеобщность, многоуровневый характер;
- перспективность, опережающий и упреждающий характер;
- демократичность по целям и формам работы, гибкость и новаторство по механизмам решения кадровых проблем;
- социальное равенство, запрещающее любые формы ограничения прав человека на труд по признакам политической, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- духовность, гуманизм, направленность на защиту конституционных прав и свобод человека, достижение гармоничного сочетания интересов человека, государства и общества, индивидуальных, групповых и общенациональных интересов;
- правовая обоснованность, осуществляемая в рамках и на основе закона, создающая правовые гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов. Изложенные принципы придают государственной кадровой политике целостность, сущностную определенность и необходимый прагматизм. Создают возможность гибкого воздействия государства на все кадровые процессы, обеспечивают неразрывность триады: "профессионализм - гражданственность - стабильность". Значительное место в системе кадровой политики занимают кадры государственной службы и муниципального управления, задачи формирования высокопрофессионального, стабильного и оптимально сбалансированного, демократически ориентированного аппарата, способного эффективно, гибко и последовательно обеспечивать осуществление задач и функций соответствующих органов власти.
Основные принципы работы с кадрами в этой сфере:
- подбор и расстановка работников по профессиональным, деловым и нравственным качествам с учетом гражданской позиции человека;
- открытость доступа граждан к государственной службе в соответствии с их способностями, интересами и профессиональной подготовкой;
- равенство оплаты труда за одинаковый объем и уровень ответственности, независимо от ведомственной принадлежности;
- решение кадровых вопросов на основе демократических процедур с сохранением при этом необходимой конфиденциальности;
- обновляемость кадров в сочетании с их преемственностью, достижение позитивной стабилизации персонала на основе внутри- и межведомственной ротации, а также за счет постоянного притока молодых специалистов;
- подконтрольность государственных служащих обществу и народу, персональная ответственность первого руководителя за качество и эффективность работы с персоналом;
- гарантированность продвижения по службе; - материально-финансовые гарантии, обеспечивающие достойный уровень жизни государственного служащего и его семьи на весь период службы в государственном аппарате и после выхода на пенсию;
- формирование аппарата с учетом внепартийности и светского характера государственной службы, недопустимость сращивания государственного аппарата с аппаратом правящей партии или правящего политического блока.
Практические задачи кадровой работы в самих республиканских органах власти состоят в следующем:
а) разработка и внедрение системы отбора в аппарат органов республиканской власти наиболее квалифицированных, опытных специалистов государственного уровня на основе объективной и комплексной оценки их профессиональных и личностных качеств, альтернативности отбора и равенства шансов на получение государственной должности независимо от национальной или религиозной принадлежности, пола, политических взглядов, занимаемого поста, социального и материального положения семьи;
б) профессиональное развитие персонала республиканской государственной службы путем внедрения непрерывного специального профессионального обучения кадров в соответствии с квалификационными требованиями, посредством аттестации и проведения квалификационных экзаменов, стимулирования творческого, образцового труда;
в) систематическое обновление кадров путем выборов и конкурсов, рекомендаций представительных органов и политических партий и движений;
г) формирование республиканского кадрового резерва за счет внутренних и внешних источников пополнения аппарата как из республиканских структур, так и из структур городов и районов, из персонала работников предпринимательских, финансово-банковских и других структур;
д) создание системы правовой и социально-экономической защиты государственных служащих, в том числе медицинского страхования из государственного бюджета, морального и материального стимулирования роста их профессионализма и эффективности труда;
е) формирование централизованной системы управления персоналом и координация деятельности республиканских органов государственной службы, занимающихся работой с кадрами и ответственных за реализацию кадровой политики. В конечном итоге кадровая работа в республиканских органах власти как нигде должна отличаться системностью, обеспечивать компетентность и высокий профессионализм работников. Государственный служащий должен быть образцом, утверждать в человеке чувство достоинства и уверенности в прочности и прогрессивности существующей государственной власти. На службе в демократическом правовом государстве должны стоять люди, убежденные в необходимости демократических преобразований и экономических реформ, с устойчивыми жизненными позициями и духовными гуманистическими идеалами.