Со времени создания первых малых предприятий в республике наблюдаются положительные тенденции в развитии малого предпринимательства. Начиная с 1994 года все показатели этого сектора экономики возросли. Увеличилось количество предприятий, почти вдвое возросло число занятых в малом бизнесе. Растет удельный вес объема промышленной продукции в общем объеме по республике: с 6 процентов в 1994 году до 13 процентов в 2000 году. Малые предприятия имеют достаточно сильные позиции в торговле, строительстве, деревообработке. В 2000 году от малого бизнеса в бюджеты всех уровней поступило 20 процентов всех налоговых поступлений по республике против 9 процентов в 1995 году.
Малое предпринимательство сегодня положительно воздействует на преодоление кризисных явлений, продвижение реформ, их результативность, решение социальных проблем.
По данным Госкомстата Республики Адыгея, на 01.07.2001 года в республике зарегистрировано 2153 малых предприятия, однако только 49 процентов из них действуют. В среднем на каждую 1000 жителей в республике приходится 5 малых предприятий, по России - 6 малых предприятий, а в странах Европейского Союза этот показатель равен 30.
Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, на низком уровне находится инвестиционная активность малых предприятий. Их доля в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет 3 процента, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.
Отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Для создания эффективной рыночной экономики надо искать новые механизмы взаимодействия государства с частным сектором, так, чтобы законодательное поле способствовало выходу малых предприятий из "теневого" сектора. Прибыльный и устойчивый бизнес выгоден и необходим не только государству, но и субъектам малого предпринимательства.
Анализ статистики, качественных показателей и динамики их изменения говорит о наличии потенциала малого бизнеса. В этих условиях нужны продуманные и последовательные действия государства по улучшению предпринимательской среды и поддержке малых предприятий в приоритетных направлениях.
Необходимо продолжить преобразование нормативной правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.
Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Развитие системы фондов поддержки малого предпринимательства в городах и районах Республики Адыгея повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечит выработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию развития малого предпринимательства.
Существенную помощь в реализации государственной политики должны оказывать общественные организации предпринимателей. Необходимо стимулирование самоорганизации малых предприятий в различные союзы и ассоциации, общества, такие как Торгово - промышленная палата, союзы товаропроизводителей и предпринимателей.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2002 год (далее - Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативной правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на средне- и долгосрочную перспективу.