На рубеже XX и XXI веков проблема одаренности в образовании, науке, технологиях становится одной из главных для социального и экономического развития страны.
Творческая одаренность человека как основной двигатель прогресса - результат наследственности и необходимых социальных условий, в том числе и образовательных.
За годы реализации республиканской программы "Одаренные дети Республики Адыгея" усилилась работа по социально-педагогической поддержке одаренных детей в системе непрерывного образования (детский сад - школа - высшее учебное заведение). Создан компьютерный банк данных, по Указу Президента Республики Адыгея от 27 сентября 1999 года N 161 "Об учреждении дополнительных стипендий Республики Адыгея для наиболее отличившихся в учебе учащихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования" функционирует система поддержки одаренных детей, создаются оптимальные условия для их развития.
Принимаются меры для обучения и развития одаренных детей:
создано 5 общеобразовательных учебных заведений повышенного типа (лицеи, гимназии), успешно действуют классы углубленного изучения предметов.
В рамках программы проходят смотры знаний, интеллектуальные игры и конкурсы, предметные олимпиады. Ежегодно проводятся республиканские олимпиады по 10 предметам:
математике, физике, химии, биологии, географии, информатике, адыгейскому языку и литературе, иностранным языкам, русскому языку и литературе, истории и праву. По итогам Всероссийских олимпиад ежегодно несколько выпускников образовательных учреждений Республики Адыгея зачисляются в Московский государственный университет.
Победители республиканских, районных, городских олимпиад являются слушателями Малой академии наук учащихся, которая функционирует в Республике Адыгея с 1990 года.
Более 120 учащихся, в основном из сельских школ, ежегодно занимаются в Малой академии наук учащихся по шести направлениям.
Указом Президента Республики Адыгея от 4 февраля 1998 года N 16 "О создании Республиканской физико-математической школы при Адыгейском государственном университете" для учащихся Республики Адыгея создана физико-математическая школа.
В Республике Адыгея складывается система дошкольных учреждений направленной деятельности детей с высоким уровнем развития.
Наряду с выполнением государственного заказа на образование республиканская сеть дошкольных образовательных учреждений ориентируется на социо-культурные потребности общества и семьи, направляя свою деятельность на реализацию:
рано проявившегося интеллектуального развития детей (дошкольные образовательные учреждения NN 3, 12, 29, 56 города Майкопа, N 2 Майкопского района);
усвоения традиций адыгской, славянской, казачьей и других систем воспитания народов, проживающих в Республике Адыгея (дошкольные образовательные учреждения NN 3, 12, 14, 28, 31, 42, 57 города Майкопа; дошкольное образовательное учреждение "Насып" поселка Энем Тахтамукайского района);
раннего обучения иностранным языкам (дошкольное образовательное учреждение N 23 города Майкопа);
углубленного музыкально-эстетического воспитания (дошкольные образовательные учреждения NN 32, 57 города Майкопа; N 2 поселка Тульского Майкопского района, N 3 города Адыгейска);
раннего формирования основ здорового образа жизни (дошкольные образовательные учреждения N 55, 56 города Майкопа; N 8 Красногвардейского района).
В дошкольных образовательных учреждениях Республики Адыгея реализуются программы нового поколения: "Цветик-семицветик", "Детство", "Дошкольное образование в России", "Мир вокруг нас", "Радуга", "Наш дом - природа".
Большая работа по обновлению содержания образования проведена в школе 1 ступени. В практику работы вошли интегрированные курсы, параллельные учебники, изучение иностранного языка.
Вместе с тем в работе с одаренными детьми имеются проблемы: создание специальных классов для одаренных детей;
обучение одаренных детей вместе со всеми, в обычных классах и массовых школах; создание системы поиска одаренных детей. Все это свидетельствует о необходимости принятия республиканской целевой программы "Одаренные дети" на 2001 - 2005 годы, которая позволит комплексно реализовать на федеральном и региональном уровнях меры, направленные на определение и развитие творческого потенциала, интересов и способностей детей.