В Республике Адыгея в сфере художественного образования за последние годы накоплен определенный положительный опыт работы с одаренными детьми и подростками. В течение ряда лет одаренность, яркий творческий потенциал учащихся образовательных учреждений сферы культуры и искусства и участников художественной самодеятельности выявляется и оценивается на различного рода творческих форумах (конкурсах, смотрах, фестивалях, олимпиадах, выставках, мастер - классах, концертах с профессиональными творческими коллективами). Комплекс данных мероприятий способствует повышению социального статуса знаний и вовлечению на ранних стадиях юной творческой личности в сферу профессионального искусства, а также является контекстом для развития и самореализации творчески одаренных детей и подростков.
В Республике Адыгея действует ряд образовательных учреждений сферы культуры и искусства, осуществляющих дифференцированное обучение с углубленным изучением различных творческих специальностей. С 1988 года функционирует государственное учреждение культуры Адыгейская республиканская детская школа искусств для одаренных детей, осуществляющая обучение 210 юных музыкантов, художников, танцоров из городов и районов Республики Адыгея.
В Адыгее сформировалась система государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, дома и центры детского и юношеского творчества, детские студии по различным видам искусства) и средне-специального профессионального образования (государственное учреждение "Адыгейский республиканский колледж искусств имени У.Х. Тхабисимова").
Указом Президента Республики Адыгея от 21 октября 1998 года N 121 "Об учреждении стипендий имени Умара Хацицовича Тхабисимова" в целях оказания поддержки творчески одаренных учащихся трех учебных заведений системы художественного образования учреждены ежегодные стипендии имени Умара Хацицовича Тхабисимова.
Периодически Министерством культуры Республики Адыгея осуществляется государственный заказ на создание авторских образовательных программ и учебников, музыкальных произведений для расширения репертуара детских школ искусств.
Вместе с тем следует отметить, что работа, направленная на поиск и развитие творчески одаренной личности, носит на данном этапе не в полной мере комплексный характер.
Анализ ситуации и имеющийся положительный опыт проводимых в Адыгее творческих и образовательных мероприятий убеждает в том, что назрела необходимость системной и целенаправленной работы с одаренными детьми и подростками. Все это свидетельствует о необходимости принятия республиканской целевой программы "Юные дарования" на 2003 - 2007 годы, которая позволит комплексно реализовать на республиканском уровне меры, направленные на определение и развитие творческого потенциала, интересов и способностей одаренных детей и подростков.
Перечень мероприятий по реализации республиканской целевой программы "Юные дарования" на 2003 - 2007 годы (далее - Программа) приводится в приложении N 1 к Программе.