ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2009 года N 487
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
(с изменениями от 30.07.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 392, НГР RU19000201000360)
(с изменениями от 03.11.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 564, НГР RU19000201000506)
(с изменениями от 26.11.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 641, НГР RU19000201000558)
(утратило силу постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 602, НГР RU19000201000538)
В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 377 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годов" (с последующими изменениями) и в целях обеспечения экологической безопасности окружающей среды и населения в сфере обращения с отходами, Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую долгосрочную республиканскую целевую программу "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010-2012 годы".
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Хакасия, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Хакасия А. Голышев
постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 10.11.2009 г. N 487
ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010 - 2012 годы"
Наименование | - долгосрочная республиканская целевая программа "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010-2012 годы". |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | постановление Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 377 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов" (с последующими изменениями). |
Государственный заказчик | - Государственный комитет по промышленности и экологии Республики Хакасия. |
Цель | - решение проблем организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с соблюдением мер экологической безопасности и обеспечения уменьшения факторов риска здоровью населения. |
Задачи | - обеспечение необходимых санитарно-экологических условий функционирования населенных пунктов республики и устранение предпосылок для образования несанкционированных свалок; - оптимизация структуры системы сбора, транспортировки и размещения отходов, в полной мере соответствующей экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и правилам; - укрепление материально-технической базы специализированных предприятий по обращению с отходами производства и потребления; - интеграция ТБО в поселениях на районных полигонах, обеспечивающая стимулирование создания пунктов сортировки ТБО для последующей утилизации и переработки. |
Показатели результативности (целевые индикаторы) | - в 2010 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 23%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 10% загрязнение окружающей среды отходами поселений; - в 2011 году: за счет строительства полигона ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 3%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 51% загрязнение окружающей среды отходами поселений; - в 2012 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 55%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 9% загрязнение окружающей среды отходами поселений. |
Сроки и этапы реализации | - 2010 - 2012 годы. |
Объемы финансирования | - общий объем финансирования составляет 226,3 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия - 75 млн. рублей, из них в 2010 году - 28,0 млн. рублей, в 2011 году - 22,0 млн. рублей, в 2012 году - 25,0 млн. рублей; внебюджетных средств - 151,3 млн. рублей, из них в 2010 году - 7,0 млн. рублей, в 2011 году - 54,3 млн. рублей, в 2012 году - 90,0 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации | - за период реализации Программы будет построено шесть полигонов ТБО, на которых будет обеспечено захоронение в соответствии с экологическими и санитарно- эпидемиологическими требованиями 81% коммунальных отходов, образующихся в Республике Хакасия; - в пяти муниципальных образованиях будет обеспечено усиление материальной базы районных управлений коммунального хозяйства, что обеспечит снижение на 70% объемов отходов, размещаемых на несанкционированных и санкционированных свалках поселений районов; - мусоросортировочный комплекс обеспечит сортировку 37% ТБО Республики Хакасии, а также обеспечит безопасное захоронение 100% пожароопасных отходов III и IV классов опасности, образованных на территории Республики Хакасия. |
Приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Хакасия является обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения в сфере обращения с отходами.
Сложившаяся в Республике Хакасия ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения республики.
По данным статистической отчетности 2-ТП (отходы), по которой отчитываются предприятия и организации производственной сферы, общее количество отходов производства и потребления, накопленных на территории Республики Хакасия к началу 2009 года, составляет 1220 млн. тонн. За 2008 год данными предприятиями и организациями образовано 54 млн. тонн отходов производства и потребления различных классов опасности.
Из общего количества годового образования отходов 99,7%, являются инертными отходами добывающей или перерабатывающей промышленности, степень вредного воздействия которых на окружающую среду незначительна.
Таким образом, в целях повышения уровня экологической безопасности территории Республики Хакасия от негативного воздействия на окружающую среду необходимо обеспечить безопасное обращение с отходами I - IV класса опасности.
Сложившаяся практика обращения с отходами на территории Республики Хакасия показывает, что на объекты размещения отходов (хранение более трех лет или захоронение) направляются только опасные отходы IV класса опасности. Более опасные отходы I - III класса опасности, как правило, передаются для обезвреживания, использования или транспортировки на объекты переработки в республике или за ее пределами. Исключением из этого правила являются отходы различных материалов и веществ, загрязненных нефтепродуктами.
Следовательно, основным направлением по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления должно быть создание системы управления безопасного обращения с отходами IV класса опасности.
Система управления безопасного обращения с отходами должна включать следующие подсистемы:
- дифференцированный сбор отходов;
- временное накопление отходов;
- сортировка и брикетирование;
- захоронение неутилизируемых компонентов отходов на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО).
Учитывая тот факт, что статистическому учету по форме 2-ТП (отходы) подлежат отходы предприятий производственной сферы, был произведен расчет норматива образования отходов населения, а также учреждений и организаций социальной инфраструктуры поселений, который составил 303680,1 т/год: из них отходов IV класса опасности - 63,2%.
Таким образом, суммарный годовой норматив образования опасных отходов (IV класса опасности) на территории республики, включающий в себя отходы предприятий производственной сферы, отходы населения, учреждений и организаций социальной инфраструктуры, составил 339446,1 т/год, из них 56,5% опасных отходов образованы населением республики и социальной инфраструктурой поселений.
Ежегодно 534 тыс. тонн ТБО, в том числе 336 тыс. тонн опасных отходов, размещается на 100 необустроенных объектах размещения отходов, занимающих площадь 277,896 га. Так, до настоящего времени свалка Абакано-Черногорского промузла не обустроена до уровня, соответствующего полигону ТБО. Размещение ТБО г. Саяногорска на существующей свалке привело к загрязнению подземных вод. Переполнение свалки ТБО г. Абазы создало ситуацию, близкую к чрезвычайной. Несмотря на выполнение работ по обустройству свалок ряда поселений, эти свалки продолжают эксплуатироваться с нарушением правил обращения с отходами. В связи с этим происходит возгорание отходов. Не ведется мониторинг загрязнения подземных вод, атмосферы и почвы в зоне воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.
Геологическая среда в районах расположения населенных пунктов республики, как правило, лимитирует создание объектов размещения отходов без искусственных экранов в виде глиняного замка толщиной не менее 50 см, а также нагорных канав для перехвата талых вод и ливневых стоков.
Кроме того, на свалках поселений, территориально удаленных от городов, в которых есть спрос на перегной и навоз для дачных участков, избыточный для приусадебного участка навоз размещается на свалки совместно с ТБО. Анализ структуры отходов на таких свалках показывает, что на 70% отходы состоят из навоза и ботвы, потерянных для повышения плодородия сельскохозяйственных земель.
Места свалок являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры и паразитической микро и макрофауны. При положительной температуре на свалках активно развиваются переносчики инфекционных заболеваний (патогенная микрофлора) и гельминтофауна, мухи и грызуны. Переносу этих инфекционных заболеваний способствуют и представители орнитофауны, в первую очередь - вороны.
Эксплуатация практически всех объектов размещения отходов осуществляется с нарушением экологических и санитарно-гигиенических норм и правил, что способствует загрязнению атмосферного воздуха вредными химическими веществами (сероводород, индол, скатол и т.п.). Фильтрат, содержащий вредные химические и биохимические препараты, загрязняет почвенный слой, попадает в грунтовые воды, а затем в открытые водоемы.
Обследования на предмет эмиссии вредных веществ в окружающую среду, проведенные в ряде городов России в рамках федеральной программы "Диоксины", показали, что при горении одного килограмма бытовых отходов происходит выброс 40 мкг диоксинов. Среднее содержание диоксинов в дымовых газах составляет около 1 нг/куб. м (2180 ПДК). Кроме диоксинов происходит выброс полихлорбефинилов и полициклических ароматических углеводородов (концентрация бенз(а)пирена в воздухе под факелом горения до 47 раз превышает ПДК).
Наличие возле поселений необустроенных мест для размещения ТБО делает прилегающие к дорогам земли непригодными для сельскохозяйственных нужд, так как вдоль подъездных путей вываливается бытовой мусор и другие отходы. Ветер разносит полиэтиленовые пакеты, бумагу на большие расстояния, что засоряет близлежащие земли.
Наиболее проблемными территориями по размещениям ТБО являются населенные пункты, расположенные в пойме реки Абакан. При возникновении паводковой ситуации и поднятии грунтовых вод, а также вследствие выпадения естественных осадков токсичные вещества, в том числе тяжелые металлы, с мест, не оборудованных для размещения ТБО, попадают в воды реки Абакан, что может стать источником массового заболевания людей и животных.
Сложившаяся ситуация усугубляется произошедшими изменениями в разграничении полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления. С 1 января 2005 года из полномочий Российской Федерации исключены полномочия по разработке, утверждению и реализации федеральных целевых программ в области обращения с отходами, все полномочия по решению вопросов утилизации и переработки отходов переданы районным муниципалитетам, которые не в состоянии самостоятельно решить данную проблему, поскольку большинство районов республики является дотационными.
Анализ реальных действий по решению проблемы обеспечения экологической безопасности при обращении с коммунальными отходами показал, что администрации районов и городов имеют разную степень готовности к выполнению требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами в рамках своих полномочий.
Стадия реализации полномочий по утилизации и переработке отходов | Муниципальное образование | Степень готовности |
Наличие полигона ТБО | Аскизский район | Полигон не сдан в эксплуатацию и не получена лицензия |
Таштыпский район | Не . в полной мере выполнены работы, предусмотренные проектом. Не получена лицензия | |
Усть-Абаканский район | Не получена лицензия | |
г.Черногорск | Не получена лицензия | |
Наличие проекта полигона | Ширинский район | Получено положительное заключение государственной экспертизы |
г.Сорск | Получено положительное заключение государственной экспертизы | |
Наличие акта выбора участка земли для строительства полигона | Боградский район | Проект полигона устарел, поэтому требуется его корректировка и повторное проведение государственной экспертизы |
Орджоникидзевский район | Отсутствует | |
Алтайский район | Отсутствует | |
Бейский район | Отсутствует | |
г.Саяногорск | Отсутствует | |
г.Абаза | Отсутствует | |
Наличие заключения гидрогеологов на строительство мусороперерабатывающего комплекса Абакано-Черногорского промузла | г. Абакан, г. Черногорск | Предложено три альтернативных участка, благоприятных по гидрогеологическим условиям |
Кроме коммунальных отходов необходимо решить проблему размещения отходов предприятий, загрязненных пожароопасными веществами. Эти отходы относятся к III и IV классам опасности для окружающей природной среды. Они в соответствии с санитарными нормами и правилами не могут быть размещены в картах по захоронению ТБО как из-за пожароопасных свойств отходов, так и из-за более жестких требований к обустройству карт захоронения этих отходов.
N строки | Отходы, сгруппированные по классам опасности для окружающей природной среды и видам отходов | Код отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) | Норматив образование отходов за год, т/год |
1 | ВСЕГО ОТХОДОВ | 630,908 | |
2 | Третий класс опасности для окружающей природной среды (всего) | 471,259 | |
в том числе: | |||
3 | Опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел - 15% и более) | 1713020104033 | 20,885 |
4 | Песок, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов - 15% и более) | 3140230204033 3140230304033 | 115,163 |
5 | Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) | 5490270101033 | 0,443 |
6 | Пенька промасленная (содержание масла 15% и более) | 5490300201033 | 0,957 |
7 | Сальниковая набивка асбестографитовая, промасленная (содержание масла 15% и более) | 5490300301033 | 0,241 |
8 | Отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (масляные фильтры) | 5490300000000 | 333,570 |
9 | Четвертый класс опасности для окружающей природной среды (всего) | 159,649 | |
в том числе: | |||
10 | Опилки древесные, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов - менее 15%) | 1713020101034 1713020201034 1713030101034 | 49,191 |
11 | Песок, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов - менее 15%) | 3140230201034 | 49,933 |
12 | Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) | 5490270101034 | 55,608 |
13 | Пенька промасленная (содержание масла менее 15%) | 5490300201034 | 0,284 |
14 | Сальниковая набивка асбестографитовая, промасленная (содержание масла менее 15%) | 5490300301034 | 0,567 |
15 | Отходы лакокрасочных средств | 5550000000000 | 4,066 |