Улучшение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг является одним из приоритетных направлений реформирования системы государственного управления, определенных Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р (с последующими изменениями).
Основными проблемами в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг, не решенными до настоящего времени, являются:
- отсутствие утвержденных стандартов качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, что не позволяет в должной мере упорядочить и конкретизировать обязательства органов государственной власти, органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, ведет к снижению уровня комфортности, организационным сложностям в получении потребителями массовых общественно значимых государственных (муниципальных) услуг;
- отсутствие единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных (муниципальных) услуг, что приводит к недостаточному уровню информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных (муниципальных) услуг;
- отсутствие межведомственного взаимодействия государственных органов власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления при оказании государственных (муниципальных) услуг, что влечет за собой возложение основного бремени по сбору, согласованию и представлению документов, необходимых для получения услуги, на заявителя. Как правило, работа различных ведомств и организаций по обслуживанию заявителей осуществляется только в рабочие дни и часы, при этом графики работы органов власти не синхронизированы между собой, что влечет за собой дополнительное увеличение временных затрат при получении услуг для заявителя;
- некомфортные условия получения государственных (муниципальных) услуг;
- недостаточная эффективность существующей системы обратной связи с получателями государственных (муниципальных) услуг;
- неразрешенные вопросы, связанные с интеграцией ведомственных баз данных, влекущие за собой неэффективную систему документооборота, что, в свою очередь, также увеличивает нагрузку на заявителя по сбору документов, необходимых для получения государственной (муниципальных) услуги;
- недостаточный уровень внедрения в деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информационно-коммуникационных технологий для обеспечения межведомственного информационного обмена со всеми органами, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, отсутствие комплексного подхода в решении вопроса создания на территории Республики Хакасия центров обслуживания населения и организаций приводит к невозможности установления единых стандартов предоставления государственных (муниципальных) услуг; усложняет регламентные процедуры осуществления межведомственных согласований в ходе оформления и подготовки к выдаче документов заявителям; увеличивает общую продолжительность предоставления государственных (муниципальных) услуг; делает невозможным получение различных государственных (муниципальных) услуг в единовременном порядке и в одном присутственном месте; повышает вероятность совершения коррупционных действий сотрудниками органов исполнительной власти, местного самоуправления в ходе работы с получателями государственных (муниципальных) услуг; создает транспортные и иные неудобства получателям государственных (муниципальных) услуг.
Предоставление возможности получения в первую очередь социально значимых, массовых, а также иных государственных (муниципальных) услуг в одном месте - многофункциональных центрах предоставления государственных (муниципальных) услуг - позволит максимально приблизить государственные (муниципальные) услуги к заявителю.
Повышение качества государственных (муниципальных) услуг на базе МФЦ позволит существенно упростить процесс получения государственных (муниципальных) услуг и снизить нагрузку на заявителя по сбору, согласованию, заполнению и представлению документов, необходимых для их получения, сократить сроки предоставления государственных (муниципальных) услуг, обеспечить повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных (муниципальных) услуг.
Эффективность повышения качества государственных (муниципальных) услуг посредством создания и организации деятельности МФЦ доказана мировым опытом. Такие центры созданы и успешно функционируют во многих европейских странах, а также в Канаде, странах Латинской Америки. Получила распространение такая практика и в некоторых странах СНГ, в частности в Казахстане. Начиная с 2007 года в 35 субъектах Российской Федерации в рамках административной реформы реализуются пилотные проекты по созданию МФЦ (Белгородская, Брянская, Калужская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Тамбовская, Тульская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и т.д.). Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг" утверждены правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Создание многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг призвано обеспечить предоставление комплекса государственных (муниципальных) услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия в режиме "одного окна". При этом взаимодействие, необходимое для оказания государственной (муниципальной) услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т.п.), должно происходить без участия заявителя, в том числе с использованием мероприятий по организации межведомственного взаимодействия.
В рамках МФЦ можно наиболее полно реализовать принцип "одного окна", создав такую систему предоставления государственных (муниципальных) услуг, которая будет ориентирована на результат с точки зрения конечного потребителя и обеспечит:
- снижение нагрузки на заявителя по сбору, согласованию, заполнению и представлению документов, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг;
- сокращение времени ожидания и сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- упрощение процесса получения государственных (муниципальных) услуг;
- повышение информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных (муниципальных) услуг;
- решение проблемы межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, установления и развития информационного обмена;
- устранение избыточных процедур;
- организацию межведомственного и межуровневого взаимодействия.
В рамках реализации Программы планируется создать МФЦ в г. Абакане, г. Саяногорске, г. Сорске, с. Таштып.
Необходимость решения задачи по повышению качества государственных (муниципальных) услуг на базе МФЦ программно-целевым методом обусловлена ее масштабностью, ресурсоемкостью, комплексностью, взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разноплановых мероприятий материально-технического, организационного и иного характера.
Использование программно-целевого метода позволит:
- увязать цели с ресурсами;
- скоординировать ресурсы на наиболее значимых направлениях;
- мобилизовать финансовые и организационные ресурсы, привлечь различные источники финансирования для достижения главной цели;