Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ХАКАСИИ (2011-2013 ГОДЫ)"

1. Характеристика проблемы


Правительство Республики Хакасия продолжает осуществлять работу по обеспечению государственных гарантий по защите прав детства, созданию условий для полноценного развития и воспитания подрастающего поколения.

Дальнейшее развитие получила нормативная база, направленная на совершенствование деятельности по обеспечению прав и законных интересов детей: только в 2009 году было принято Верховным Советом Республики Хакасия 11 законов в этой области, Правительством Республики Хакасия - 12 постановлений.

В 2009 году укрепились положительные тенденции в организации отдыха и оздоровления детей. В целом организованными формами отдыха и оздоровления было охвачено 54,3 тыс. детей, что составило 79,5% от числа детей школьного возраста. Характерной чертой оздоровительной кампании осталась ее социальная направленность: 49,6% от всех оздоровленных детей - это дети, нуждающиеся в особой заботе государства (2007 год - 43%). Важной особенностью оздоровительной кампании в последние годы является развитие инновационных форм организации летнего отдыха в детских оздоровительных лагерях всех типов.

Дальнейшее развитие получила система социального обслуживания семьи и детей, которой принадлежит важная роль в профилактике семейного и детского неблагополучия. Удельный вес обслуженных несовершеннолетних в социально-реабилитационных учреждениях увеличился с 33% в 2007 году до 47% в 2009 году от общего количества выявленных безнадзорных детей.

Продолжалась работа по профилактике социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности, преступности несовершеннолетних. Сократилось на 46% количество выявленных и поставленных на учет в органах социальной защиты населения семей с детьми, находящихся в социально опасном положении (с 1517 семей в 2007 году до 818 семей в 2009 году), а также безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, выявленных всеми субъектами профилактики. Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей от числа детского населения, проживающего в республике, в 2009 году составил 1,3% (2007 году - 2,6%).

Сохранилась положительная тенденция по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан: в 2009 году доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, составила 86%, что на 12% больше чем в 2007 году. Активно развивается институт приемной семьи, в республике сформированы 473 приемных семьи, воспитывающих 1057 детей, оставшихся без попечения родителей. В результате за последние три года были закрыты шести образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Продолжалось развитие системы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов и социальной помощи семьям с детьми-инвалидами. Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, от общего числа детей-инвалидов, проживающих в республике, увеличился с 39,2% в 2007 году до 43% в 2009 году.

Ежегодно увеличивается объем средств на предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Так, в 2010 году средства для обеспечения данной категории граждан жильем определены в размере 87238,0 тыс. рублей, что на 45,9% больше, чем в 2007 году. Создана и совершенствуется правовая база, определяющая условия и порядок предоставления жилья.

Для успешной постинтернатной адаптации выпускника в социуме является его подготовка к самостоятельной жизни. Несмотря на то, что в интернатных учреждениях реализуются программы по развитию социально-бытовых, коммуникативных, психологических знаний и навыков подростков, а замещающая семья передает ребенку жизненный опыт, которым он может руководствоваться на протяжении всей своей жизни, выпускникам необходимо оказывать дальнейшую помощь на этапе независимого проживания. В этих целях планируется создание системы управления процессом социальной адаптации выпускников учреждений для сирот.

Вместе с тем острота проблем детства не снижается. Остается неудовлетворительным уровень здоровья детей. Увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями, ухудшаются показатели физического здоровья.

Несмотря на принимаемые меры, уровень жизни семей с детьми остается низким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании детей.

В этой связи основными направлениями действий в ближайшие годы в республике должны стать:

- дальнейшее расширение мер государственной поддержки детей и семей, имеющих детей, в первую очередь находящихся в трудной жизненной ситуации;

- укрепление здоровья детей, сохранение на уровне 2010 года количества детей, оздоровленных в организациях отдыха и оздоровления детей за счет средств республиканского бюджета;

- усиление профилактической работы с семьями на ранних стадиях их неблагополучия, в первую очередь на основе развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей и совершенствования их работы, повышения качества предоставляемых социальных услуг и расширения их спектра в целях наиболее полного обеспечения ими детей и семей с детьми;

- профилактика социального сиротства, повышение ответственности родителей за воспитание детей, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетное развитие семейных форм устройства детей указанной категории;

- сокращение сроков ожидания жилья детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- дальнейшее расширение мер государственной поддержки выпускников учреждений для сирот.

Решение этих задач возможно программно-целевым методом, обеспечивающим достаточный уровень межведомственной координации, взаимодействие при выработке общих подходов по социальной поддержке и улучшению положения детей.

Суть Программы состоит в следующем:

- ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе семей с детьми-инвалидами;

- использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей в частности;

- направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами;

- создание условий для обеспечения жильём всех нуждающихся сирот.