Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2011 - 2015 ГОДЫ)" (с изменениями на: 31.12.2015)


2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи


Приоритетными направлениями развития образования в Республике Хакасия являются обеспечение условий для реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных школах и финансовое обеспечение этих гарантий в рамках регулирования межбюджетных отношений; создание правовых, экономических, организационных условий. Реализация республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы" позволила решить ряд проблем в системе общего образования республики. Удалось укрепить материально-техническую базу образовательных организаций, начать комплексную модернизацию образования, направленную на улучшение качества образовательных услуг населению.

В результате воплощения в жизнь приоритетного национального проекта "Образование" были выявлены и материально поддержаны лидеры образования (лучшие школы, лучшие учителя, талантливая молодежь), а также были поддержаны следующие направления деятельности:

создание современных условий обучения, включая поставку современного учебного оборудования, обеспечение современными автобусами для подвоза школьников к местам обучения;

развитие единой информационной образовательной среды и внедрение современных образовательных технологий, включая обеспечение всех школ услугами сети Интернет, создание базы современных электронных образовательных ресурсов;

финансовая поддержка классных руководителей и стимулирование развития воспитательной работы в школах.

Мощный импульс развитию системы образования дал объявленный в рамках национального проекта конкурс комплексных проектов модернизации общего образования в регионах Российской Федерации. Республика Хакасия активно включилась в эту работу по всем направлениям конкурса. Результатом явилось внедрение новых экономических отношений в системе общего образования и, в первую очередь, переход на принципиально новый механизм финансирования школ на основе нормативного финансирования. Нормативное подушевое финансирование дало импульс развитию сети образовательных организаций и повышению качества образовательных услуг, создало основу здоровой конкуренции между образовательными организациями. По состоянию на конец 2009 года на нормативное подушевое финансирование перешли 73% школ республики; в сети дневных общеобразовательных школ функционируют 247 общеобразовательных организаций, в том числе 53 филиала. Филиалы, как правило, созданы на базе малокомплектных сельских школ. Получил развитие институт базовой школы, где в наибольшей степени сосредоточены кадровые, финансовые, материальные ресурсы, необходимые для предоставления качественных образовательных услуг населению.

Программа на новый период до 2015 года, помимо решения региональных проблем в отрасли, должна стать проводником общероссийской государственной политики в сфере образования. Реализация в рамках Программы национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" невозможна без концентрации финансовых, кадровых, организационных и других ресурсов. Программно-целевой подход, программный механизм управления развитием отрасли позволит осуществить переход к стратегии инновационного развития системы образования Республики Хакасия.

Целью подпрограммы является обеспечение реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Республике Хакасия.

Основные задачи подпрограммы:

внедрение новых образовательных стандартов на всех уровнях образования;

развитие системы поддержки талантливых детей;

совершенствование учительского корпуса;

изменение школьной инфраструктуры;

сохранение и укрепление здоровья школьников;

расширение самостоятельности образовательных организаций.

В рамках первого направления планируется осуществить переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, включающие в себя новые требования к содержанию образования, структуре образовательных программ и условиям осуществления образовательной деятельности. Последние должны соответствовать не только требованиям строительных, санитарных и противопожарных норм, но и современным требованиям обучения. Предстоит модернизация учебно-материальной базы образовательных организаций в соответствии с новыми стандартами. Кроме того, для поэтапного введения новых стандартов (2011 год - 1 класс; 2012 год - 2, 5, 10 классы; 2013 год - 3, 6, 11 классы; 2014 год - 4, 7 классы; 2015 год - 8, 9 классы) необходимо централизованно закупить для общеобразовательных организаций республики комплекты учебников нового поколения.

В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" в Республике Хакасия организована деятельность трех стажировочных площадок. В целях организации и методического сопровождения инновационной деятельности работников системы образования Республики Хакасия по реализации образовательной и организационно-правовой моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов на базе ГБОУ РХ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II видов" (дети с нарушением органов слуха) и ГБОУ РХ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов" (дети с нарушением органов зрения) функционируют стажировочные площадки по направлению "Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов". Деятельность данных стажировочных площадок направлена на решение следующих задач: совершенствование форм профессионального сотрудничества для повышения эффективности работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; модернизация существующих образовательных программ по повышению квалификации всех категорий педагогических работников; расширение взаимодействия с образовательными учреждениями по профилю деятельности с использованием Интернет-технологий; распространение опыта предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья с использованием имеющегося кадрового потенциала; формирование научно-методической базы, обеспечивающей информационную и консультативную поддержку всем участникам образовательного процесса.

В целях оказания методической помощи органам опеки и попечительства в работе по профилактике социального сиротства, качественному подбору и подготовке граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, в свою семью, а также повышению эффективности социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей на базе ГБОУ РХ "Детский дом "Малышок" функционирует стажировочная площадка по поднаправлению "Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных организаций с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей)". Задачами данной стажировочной площадки являются осуществление качественной комплексной психологической диагностики кандидатов в замещающие родители и сирот, передаваемых в семьи, на предмет их психологической совместимости; обеспечение квалифицированной социально-психолого-педагогической помощи замещающим родителям; реализация совместно со службами сопровождения замещающих семей программы подготовки кандидатов в замещающие родители; профилактика возвратов детей из замещающих семей; повышение квалификации работников служб сопровождения замещающих семей.

В рамках второго направления планируются развитие системы олимпиадного, конкурсного движения одаренных детей и талантливой молодежи, создание сети очно-заочных и дистанционных школ и центров. Кроме того, данное направление включает в себя развитие системы выявления детской одаренности через расширение услуг дополнительного образования детей, укрепление учебно-материальной базы организаций дополнительного образования, организации летнего отдыха. Мероприятия подпрограммы направлены на поощрение и возможность участия одаренных детей и талантливой молодежи Хакасии в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах российского и международного уровней.

В рамках третьего направления планируется внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки учительства Хакасии, модернизировать систему аттестации педагогических и управленческих кадров республики, включая внедрение новых форм финансирования повышения квалификации.

В рамках четвертого направления планируется до 2015 года завершить все мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций в образовательных организациях, обеспечить в полном объеме безопасность образовательных учреждений. Данное направление включает в себя меры по организации безопасного подвоза школьников и приобретению современных оборудованных автобусов для их перевозки (с учетом открытия новых маршрутов в связи с проводимой оптимизацией сети муниципальных образовательных учреждений), реализацию проекта "Школьное окно".

В рамках пятого направления планируется осуществить меры по развитию физической культуры и спорта в образовательных организациях, сохранению и укреплению здоровья школьников. В рамках реализации проекта "Школьный спорт" планируется значительно укрепить учебно-материальную базу школьных спортивных залов и спортивных площадок.

В рамках шестого направления предполагается осуществить переход части организаций дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования в автономные организации, повысить самостоятельность образовательных организаций, в том числе в вопросах финансово-хозяйственной деятельности, с одновременным развитием системы государственно-общественного управления и публичной отчетности организаций образования.