ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 ноября 2010 года N 573
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2011-2013 ГОДЫ)"
(с изменениями от 05.10.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 641, НГР RU19000201100536)
(с изменениями от 16.11.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 770, НГР RU19000201100657)
(с изменениями от 30.03.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 209, НГР RU19000201200221)
(с изменениями от 04.06.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 359, НГР RU19000201200466)
(с изменениями от 08.11.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 743, НГР RU19000201201026)
(с изменениями от 26.12.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 908, НГР RU19000201201251)
(с изменениями от 30.07.2013 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 428, НГР RU19000201300523)
(с изменениями от 09.08.2013 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 450, НГР RU19000201300544)
(с изменениями от 26.12.2013, постановление Правительства Республики Хакасия N 723, НГР RU19000201301005)
(фактически утратил силу)
В целях формирования условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения доступности реабилитационных услуг, в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.06.2010 N 293 "О Порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ Республики Хакасия" Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую долгосрочную республиканскую целевую программу "Доступная среда для инвалидов в Республике Хакасия (2011-2013 годы)" (приложение).
Председатель Правительства Республики Хакасия В. Зимин
ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Доступная среда для инвалидов в Республике Хакасия (2011-2013 годы)"
Наименование | - долгосрочная республиканская целевая программа "Доступная среда для инвалидов в Республике Хакасия (2011 - 2013 годы)" |
Дата принятия решения о разработке | - постановление Правительства Республики Хакасия от 21.09.2010 N 484 "О долгосрочных Республики Хакасия на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов" |
Государственный заказчик - координатор | - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Государственные заказчики | - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия; |
Цель | - формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения |
Задачи | - изучение и анализ доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Республики Хакасия; |
Показатели результативности (целевые индикаторы) | - удельный вес жилых помещений, где проживают люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на креслах-колясках, в которых проведено обследование , по годам: 2011 - 35%, 2012 - 65%, 2013 – 95%; |
Сроки и этапы реализации | - 2011 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования | - общий объем финансирования Программы из средств республиканского бюджета Республики Хакасия составляет 21661,0 тыс. рублей, в том числе 2011 год - 1716,0 тыс. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации | - обследование 95% жилых помещений (около 1,5 тыс.), где проживают люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на креслах-колясках, с целью изучения потребности в приспособлении жилого помещения к нуждам инвалида; |
В соответствии со Стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года в области социальной защиты населения должна быть разработана нормативно-правовая база в части расширения мер социальной поддержки населения, в том числе создания безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов.
На территории Республики Хакасия по состоянию на 01.06.2010 проживает более 37 тысяч инвалидов (почти 7 % населения), в том числе 2103 ребенка-инвалида. К итогу 2009 года показатель полной реабилитации составил лишь 11,8 %, показатель частичной реабилитации - 20,1 %.
Наиболее уязвимыми по характерным особенностям взаимодействия со средой жизнедеятельности являются три основные категории инвалидов: граждане с нарушениями зрения; граждане с нарушениями слуха; граждане с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Ключевой проблемой данных категорий населения является адаптация социальной инфраструктуры. Отсутствие пандусов, поручней и подъемников на входах и внутри зданий, неприспособленность жилых помещений, отсутствие специально оборудованного общественного транспорта - все это создает непреодолимую для инвалидов преграду.
До последнего времени планировка и застройка в Республике Хакасия, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий производились в основном без учета требований доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Большинство объектов социальной инфраструктуры, включая жилые дома, не имеют специальных приспособлений, подъемников, пандусов, облегчающих прохождение маломобильных граждан в здания.
Острой проблемой остается недоступность общественного транспорта. На сегодняшний день отсутствуют транспортные средства, оснащенные специальными устройствами для перевозки инвалидов, большинство маломобильных граждан не имеют возможности передвижения. Транспортные коммуникации не приспособлены к возможностям инвалидов и других маломобильных граждан. Переходная часть улиц в большинстве случаев не обеспечивает передвижение инвалидов в креслах-колясках. В местах наибольшего передвижения инвалидов на ряде светофоров отсутствуют сигнальные устройства, облегчающие переход через улицу инвалидов по зрению и слабовидящих граждан.
Все это является барьером для интеграции инвалидов и других маломобильных граждан в общество.
В настоящее время нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них:
- дестимуляция социальной и трудовой активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов и качестве их жизни. Это, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления инвалидам социальной поддержки в иных формах;
- высокая социальная зависимость инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по комплексной реабилитации, а также предопределяет возрастание спроса инвалидов на предоставление социальных услуг на дому;
- ограничения жизнедеятельности маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками).
Данным тенденциям способствует наличие ряда недостатков в обеспечении доступности для инвалидов среды жизнедеятельности:
- неэффективность взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, общественных организаций инвалидов в области создания доступной среды;
- несоответствие выделяемых ресурсов масштабности и сложности задач обеспечения доступной среды для инвалидов;
- отсутствие полной и достоверной информации о состоянии физического окружения, транспорта и связи с позиции доступности для инвалидов.
Таким образом, обеспечение доступности среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающей все общество в целом.
Реализация долгосрочной республиканской целевой программы "Доступная среда для инвалидов в Республике Хакасия (2011-2013 годы)" (далее - Программа) позволит создать условия для развития доступной среды жизнедеятельности для инвалидов на территории Республики Хакасия, а также основу для дальнейшего формирования доступной среды.
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов программным методом определяется следующими причинами:
- высокая социальная значимость проблемы, в решении которой заинтересованы не только инвалиды, но и другие маломобильные группы населения, то есть четвертая часть населения;
- комплексность проблемы. Для ее решения потребуется решение различных по содержанию задач научно-методического, финансового, информационного, организационного характера;
- межведомственный характер решения проблемы. Потребуется объединение усилий и координация действий органов республиканской власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;
- долгосрочность решения проблемы. Проблема создания доступности социальной среды может быть решена только путем осуществления последовательных и взаимосвязанных мероприятий.
Таким образом, необходимость комплексного решения проблем, связанных с инвалидностью, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям; необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации программных мероприятиях; потребностью в координации усилий органов республиканской, муниципальной власти и общественных объединений инвалидов.
Целью Программы является формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- изучение и анализ доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Республики Хакасия;
- обеспечение доступности в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения;
- развитие предоставления услуг в сфере социокультуной реабилитации, социального обслуживания.
Срок реализации Программы - 2011-2013 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий.
Реализация мероприятий Программы планируется по трем направлениям: организационно-методическая и информационная деятельность, обеспечение доступности среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, развитие предоставления услуг в сфере социокультурной реабилитации и социального обслуживания (приложение).
(тыс. рублей)
N п/п | Главный распорядитель | Всего | В том числе по годам | ||
2011 | 2012 | 2013 | |||
1 | Министерство труда и социального развития Республики Хакасия | 19835,0 | 1316,0 | 6243,0 | 12276,0 |
2 | Министерство культуры Республики Хакасия | 1210,0 | 250,0 | 190,0 | 770,0 |
3 | Министерство образования и науки Республики Хакасия | 616,0 | 150,0 | 300,0 | 166,0 |
ВСЕГО | 21661,0 | 1716,0 | 6733,0 | 13212,0 |
Затраты на выполнение мероприятий по формированию доступности государственных казённых учреждений Республики Хакасия - управлений социальной поддержки населения городов и районов, учреждений социального обслуживания населения Республики Хакасия, республиканских специальных (коррекционных) образовательных учреждений, республиканских учреждений культуры составят 3815,0 тыс. рублей. На оказание финансовой поддержки уставной деятельности республиканских общественных объединений ветеранов и инвалидов будет направлено 4080,0 тыс. рублей; на оказание материальной помощи для приспособления жилого помещения инвалидам, передвигающимся на колясках, планируется направить 9000,0 тыс. рублей. Прочие расходы составят 4750,0 тыс. рублей, планируется развитие предоставления услуг в сфере социокультурной реабилитации и социального обслуживания людей с ограниченными возможностями.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия как государственный заказчик-координатор обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков Программы, проводит анализ по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы, совместно с государственными заказчиками Программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке ежеквартальных отчетов о ходе выполнения Программы и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств.
Государственные заказчики Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации и состав исполнителей.
Государственные заказчики Программы осуществляют в установленном порядке меры по выполнению Программы.
Порядок оказания финансовой поддержки уставной деятельности республиканских общественных объединений ветеранов и инвалидов, Порядок и условия оказания материальной помощи для приспособления жилого помещения инвалидам, передвигающимся на колясках, а также Положение о предоставлении грантов на организацию предоставления инвалидам транспортных услуг устанавливаются Правительством Республики Хакасия.
К участию в реализации Программы привлекаются исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия, государственные автономные и бюджетные учреждения Республики Хакасия. Распределение бюджетных ассигнований в разрезе получателей по субсидиям, выделенным на выполнение государственного задания, а также субсидиям бюджетным и автономным учреждениям на иные цели утверждаются приказами главных распорядителей бюджетных средств.
Программа относится к числу программ, имеющих важное социально-экономическое значение.
Для оценки эффективности Программы используются следующие показатели результативности (целевые индикаторы):
- удельный вес жилых помещений, где проживают люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на креслах-колясках, в которых проведено обследование, по годам: 2011 - 35%, 2012 - 65%, 2013 – 95%;
- количество помещений государственных казённых учреждений Республики Хакасия - управлений социальной поддержки населения городов и районов, оборудованных для нужд инвалидов, по годам: 2011 – 1 единица, 2012 – 1 единица, 2013 – 3 единицы;
- количество учреждений социального обслуживания населения Республики Хакасия, оборудованных для нужд детей-инвалидов, по годам: 2013 - 1 единица;
- количество учреждений культуры Республики Хакасия, оборудованных для нужд инвалидов, по годам: 2013 - 1 единица;
- удельный вес лиц, не имеющих группы инвалидности, получивших 50-процентную скидку на протезирование, протезно-ортопедические изделия, по годам: 2011 - 100%, 2012 - 100%, 2013 - 100%;