Одним из приоритетных направлений Комплексной программы социально-экономического развития Республики Хакасия на 2010-2020 годы является содействие развитию "человеческого капитала", которое предусматривает повышение качества и доступности предоставляемых гражданам социальных услуг. Одной из таких услуг является удовлетворение потребности граждан:
- в знании родных языков и культур;
- в полноценном овладении языком межнационального общения (русским);
- в освоении мирового и отечественного культурного наследия;
- в интенсификации и гармонизации межнационального общения.
В соответствии со статьей 69 Конституции Республики Хакасия государственными языками в Республике Хакасия являются русский и хакасский языки. На русском языке ведется обучение в школах и вузах, исторически обусловлено его использование в деловом, бытовом и межнациональном общении.
В Республике Хакасия создана нормативная правовая база сохранения и развития хакасского языка:
- Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 N 11 "О языках народов Республики Хакасия" (с последующими изменениями);
- Закон Республики Хакасия от 04.10.2004 N 53 "Об образовании" (с последующими изменениями);
- Закон Республики Хакасия от 28.06.2006 N 30-ЗРХ "О культуре" (с последующими изменениями);
- постановление Правительства Республики Хакасия от 27.05.2009 N 203 "О Перечне населенных пунктов в границах Республики Хакасия" (с последующими изменениями).
В 1994 году была принята Государственная программа сохранения и развития языков народов Республики Хакасия на 1994-2000 годы.
В последующем принимались ведомственные целевые программы Министерства образования и науки Республики Хакасия. Результаты реализации ведомственной целевой программы "О развитии языков народов Республики Хакасия на 2008-2010 годы" будут подведены в конце текущего года.
Обучение хакасскому языку ведётся в 87 общеобразовательных учреждениях республики с охватом 67 % детей хакасской национальности. Из 8723 детей хакасской национальности изучают хакасский язык 5823 ребенка. Хакасский язык преподаётся как предмет в 87 школах, факультативное и кружковое изучение языка осуществляется в 10 школах. По учебному плану с русским языком обучения занимаются 80 общеобразовательных учреждений республики, по учебным планам на родном языке - 17 школ.
Количество школьников, обучающихся на родном языке в 2009-2010 учебном году, составило 209 человек (в 2008–2009 учебном году было 125 учащихся).
Издаются учебники для обучения хакасскому языку.
Несмотря на принимаемые меры, проблемы в сохранении и развитии хакасского языка сохраняются: ограничения функционирования хакасского языка во всех сферах; сокращение количества хакасов, владеющих родным языком.
По классификации ЮНЕСКО хакасский язык отнесен к категории неблагополучных языков мира.
В удовлетворении потребности в знании родных языков и культур нуждаются другие народы, компактно проживающие в республике (шорцы, немцы, чуваши, поляки и другие). Характерной чертой этнической ситуации у шорцев Хакасии является их аккультурация близкими по языку хакасами. Обучение немецкому языку как родному ведётся на базе Региональной общественной организации Республики Хакасия "Центр немецкой культуры имени Генриха Батца", центра немецкой культуры при Центре детского творчества г. Черногорска, Немецкого культурного фонда г. Саяногорска. Польский язык изучают факультативно в Центре детского творчества г. Абакана и средней общеобразовательной школе с. Знаменка Боградского района.
Необходимо отметить, что освоение родного языка полноценно осуществляется в языковой среде, которая формируется средствами культуры. Создание межведомственной программы определяется потребностью оптимизации процесса развития языков народов Республики Хакасия.
Целесообразность решения проблем программно-целевым методом обусловлена необходимостью расширения функций, сохранения и развития хакасского и русского языков как государственных языков Республики Хакасия; обеспечения условий для изучения родных языков народами, компактно проживающими на территории республики.
Реализация программы будет способствовать совершенствованию этнополитической и социокультурной ситуации в республике, объединению усилий органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений для достижения межнационального согласия, формированию благоприятных условий национально-культурного развития Республики Хакасия.