3.1. Аттестация педагогических и руководящих работников проводится на основе экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности педагогической или управленческой деятельности аттестуемого (далее - экспертиза) по направлению его деятельности.
3.2. Экспертиза представляет собой комплексную оценку деятельности работника на основании представленных материалов и документов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого (портфолио).
3.3. Оценка деятельности работника осуществляется по выбору аттестуемого: в его присутствии (собеседование по материалам портфолио) или без его участия (только по портфолио).
3.4. В портфолио приводятся документально подтвержденные результаты компетентности работника и эффективности его труда, его индивидуальные достижения за три предыдущих года работы в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
3.5. Экспертиза проводится на основании критериев и показателей, разработанных в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками и должностными обязанностями и указанных в листах оценивания профессиональной компетентности и результативности деятельности аттестуемого.
3.6. Критерии и показатели оценки профессиональной компетентности и результативности педагогической или управленческой деятельности, формы оценочного листа и экспертного заключения для каждой категории аттестуемых разрабатываются и утверждаются Главной аттестационной комиссией не позднее, чем за месяц до начала аттестационного периода.
3.7. На основе представленных аттестуемым материалов (портфолио), по установленным критериям (показателям) профессиональной деятельности соответствующих категорий педагогических и руководящих работников ответственными работниками, указанными в оценочном листе проставляется рейтинговый балл.
3.8. Для проведения экспертизы при Главной аттестационной комиссии приказом органа управления образованием создаются экспертные группы по специальностям (группам родственных специальностей, образовательным областям).
3.9. Экспертные группы формируются в срок до 15 сентября.
Координация деятельности экспертных групп осуществляется Главной аттестационной комиссией.
Экспертные группы формируются из специалистов соответствующей предметной области, квалифицированных педагогических и руководящих работников, имеющих квалификационную категорию не ниже той, на которую претендуют аттестуемые, специалистов органов управления образованием, руководителей районных, городских методических объединений и т.п.
3.10. Количество экспертов в группе зависит от количества аттестуемых, но не должно быть меньше трех специалистов.
3.11. Из членов экспертной группы назначается руководитель, который несет ответственность за организацию и координацию ее деятельности, за соблюдение законных прав и интересов аттестуемых при проведении экспертизы.
3.12. Экспертиза проводится по графику, утверждаемому аттестационной комиссией.
3.13. Дата и место проведения экспертизы сообщаются работнику соответствующей аттестационной комиссией не позднее чем за две недели.
3.14. В ходе экспертизы эксперты анализируют соответствие выставленной в оценочном листе рейтинговой оценки представленным в портфолио материалам по каждому из утвержденных критериев (показателей).
3.15. При недостатке информации и возникновении спорных вопросов эксперты вправе произвести повторную экспертизу непосредственно в образовательном учреждении.
3.16. На основании полученных и подтвержденных экспертами рейтинговых оценок, руководитель экспертной группы готовит экспертное заключение.
3.17. В течение 10 дней с момента проведения экспертизы подготовленное экспертное заключение передается через представителей органов управления образованием аттестуемому и руководителю образовательного учреждения для ознакомления.
3.18. После ознакомления аттестуемого с экспертным заключением, пакет аттестационных материалов (портфолио) с оценочными листами и подписанным экспертным заключением передается в соответствующую аттестационную комиссию для принятия решения в установленные графиком проведения аттестации сроки.
3.19. Решение экспертной группы может быть обжаловано в соответствующую аттестационную комиссию, но не позднее даты вынесения решения аттестационной комиссии.
3.20. Некоторые категории педагогических и руководящих работников могут избрать особые формы проведения экспертизы (аттестации) без прохождения процедур аттестации:
3.21. Презентация документов аттестуемого - форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет документы, подтверждающие наличие у аттестуемого:
либо ученой степени (по профилю преподаваемой дисциплины, педагогике, психологии);
либо почетного звания Российской Федерации, установленного Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1995 N 1341;
либо почетного звания Республики Хакасия, установленного Законом Республики Хакасия от 4 марта 2002 года N 5 "О почетных званиях Республики Хакасия" (с последующими изменениями);
либо следующего знака отличия в сфере образования и науки - медали К.Д.Ушинского, нагрудного знака: \"Почетный работник общего образования Российской Федерации\", \"Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации\", \"Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации\", \"Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации\", \"Почетный работник науки и техники Российской Федерации\", \"Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации\";
либо почетных спортивных званий \"Заслуженный тренер России\", \"Заслуженный мастер спорта России\", почетного знака \"За заслуги в развитии физической культуры и спорта\" - при условии их соответствия профилю образовательного учреждения или профилю преподаваемых дисциплин;