СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 1994 года N 20
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 1994 ГОД
(фактически утратил силу)
Учитывая продолжающийся рост цен на товары народного потребления, с целью организации социальной поддержки населения и, в первую очередь наименее защищенных категорий граждан (престарелых, инвалидов, малообеспеченных, многодетных семей с детьми, учащейся молодежи), Совет Министров Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить основные направления социальной защиты населения Республики Хакасия на 1994 год (прилагается).
2. Определить размер финансовых ресурсов для программы социальной поддержки малообеспеченных категорий населения на районном, городском, республиканском уровне на I квартал 1994 года не менее 297.0 млн. рублей с источниками финансирования согласно приложению N2.
Утвердить перечень категорий граждан и размеры оказания социальной помощи малообеспеченным категориям населения на первый квартал 1994 года (приложение NN 3, 4).
3. Министерству финансов (Грош Р. Я.) совместно с Министерством социальной защиты населения Республики Хакасия (Науменко А. Г.) при формировании бюджета на 1994 год приблизить расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами, организацию санаторно-курортного лечения, протезноортопедического обеспечения, выплату компенсаций инвалидам на горюче - смазочные материалы, а также выплаты компенсаций жертвам политических репрессий в соответствии с Законом Российской Федерации от 3 сентября 1993 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" к запланированным согласно приложения NN 5, 6.
4. Главам администраций городов и районов до 15 февраля разработать программы социальной поддержки населения на 1994 год, считая нормативы республиканской программы базовыми.
Рекомендовать администрациям территорий в дополнение к мероприятиям, предусмотренным республиканской программой, устанавливать собственные нормативы и меры социальной помощи или распространять их на другие группы населения.
5. Установить, что программы социальной поддержки населения разрабатываются и утверждаются ежеквартально, исходя из ресурсов устанавливаемых на эти цели республиканским, городским, районными бюджетами. При определении социально-демографических групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, исходить из месячного бюджета прожиточного минимума, устанавливаемого комитетом по труду и занятости населения, детей (в возрасте до 6 лет, от 7 до 15 лет) и пенсионеров. Координацию деятельности по выполнению мероприятий республиканской программы возложить на Министерство социальной защиты населения республики (Науменко А.Г.).
6. В связи с принятием настоящего постановления снять с контроля постановление Совета Министров Республики Хакасия от 28 января 1993 года N 6 "Об основных направлениях защиты населения на 1993 год".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Совета Министров Республики Хакасия Трошкину Г. А.
Председатель Совета Министров Республики Хакасия Е.А. СМИРНОВ
Управляющий Делами Совета Министров Республики Хакасия Л.А. ЛАСОВСКИЙ
к постановлению
Совета Министров
Республики Хакасия
от 10.02.1994 г. N 20
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 1994 ГОД
1. В целях организации адресной социальной защиты населения в условиях продолжающегося роста цен и снижения жизненного уровня пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, учащейся молодежи, на территории республики действует общая система и программа социальной поддержки (помощи) населению, основывающаяся на единых принципах и финансируемая из средств, определяемых Советом Министров республики.
Мероприятия, проводимые в рамках программы, носят обязательный характер и представляют программу-минимум, которая должна выполняться на всей территории республики. Администрации территорий в дополнение к мероприятиям, предусмотренным программой, разрабатывают собственные меры социальной защиты, которые либо усиливают, либо распространяют их на другие социально-демографические слои населения, нуждающиеся в помощи.
Социальная защита населения - это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижение приемлемого уровня жизни.
Основными задачами социальной защиты населения на 1994 год являются:
- обеспечение населению республики гарантированных государством выплат пенсий и пособий, предоставление денежной, натуральной помощи, оказание льгот и услуг;
- установление равенства возможностей наиболее социально уязвимых категорий населения с другими гражданами республики в экономической, социальной и других сферах жизни.
В качестве основной цели ставится приближение среднедушевого совокупного дохода семей (граждан) к месячному бюджету прожиточного минимума, устанавливаемого для основных социально - демографических групп населения (мужчин, женщин, детей в возрасте до 6 лет, детей в возрасте с 7 до 15 лет, пенсионеров) по рекомендации Комитета по труду и занятости населения республики. Исходя из этого, программа социальной поддержки включает в себя:
- категории лиц, нуждающихся в социальной поддержке в 1994 году (приложение N3);
- объем средств, необходимых для выплаты пенсий, пособий и компенсаций за счет пенсионного фонда и республиканского бюджета (приложение N6);
- объем средств, необходимых для обеспечения социально - бытовых льгот за счет средств республиканского и местных бюджетов (приложение N5);
- объем средств, необходимых для оказания социальной поддержки малообеспеченным категориям населения за счет средств республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения (приложение N4).
Разработка, координация и контроль за реализацией республиканской программы возлагается на Министерство социальной защиты населения Республики Хакасия.
Социальная защита населения республики организуется и строится на следующих принципах:
- принцип адресности социальной помощи, предусматривающий предоставление помощи, в первую очередь, наиболее нуждающимся лицам;
- принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи обратившимся в органы социальной защиты гражданам, имеющим на нее право;
- принцип дифференцированного подхода при определении размера и вида помощи в зависимости от места проживания (город или сельская местность) и других факторов, а также первоочередное оказание помощи нетрудоспособным лицам, находящимся в наиболее бедственном положении;
- принцип самостоятельности органов исполнительной власти в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;
- принцип социального реагирования, который предполагает пересмотр социальных нормативов и связи с ростом стоимости жизни, повышением прожиточного минимума, изменением уровня занятости населения и увеличения материальных ресурсов, направленных на социальную защиту.
Право на получение социальной помощи предоставляется гражданам (семье в целом или каждому нетрудоспособному члену семьи отдельно) после проверки доходов и материально- бытовых условий, социально-экономическое положение которых соответствует следующим основным критериям:
- отсутствие средств существования;
- наличие среднедушевого совокупного дохода на человека (члена семьи) ниже установленного прожиточного минимума для района (города);
- одиночество (отсутствие родственников, обязанных по закону их содержать) и неспособность к самообслуживанию;
- наличие материального ущерба или ущерба, причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий и катастроф;
- отсутствие постоянного места жительства;
- невозможность получения трудового дохода в достаточном размере в силу объективных причин (уход за нетрудоспособными, инвалидность и др.);
- невозможность по объективным причинам обеспечения ухода и присмотра за детьми.
Конкретный контингент лиц, виды и формы помощи, ее размеры определяются органами социальной защиты. Минимальный размер социальной помощи в денежном выражении, как правило, не может быть ниже величины доплаты до прожиточного минимума на члена семьи, установленного для нетрудоспособных граждан и семей с детьми.
При определении среднедушевого совокупного дохода члена семьи, находящиеся на полном государственном обеспечении, из расчета должны исключаться.
При определении материального положения пенсионеров следует учитывать прежде всего размер получаемой пенсии. Кроме того, необходимо учитывать и другие денежные выплаты (пособия, алименты, компенсационные выплаты, выплаты от предприятий в порядке возмещения ущерба, занятие любым видом промысла, позволяющего получать доход, личное имущественное страхование, акции и др.), а также объем льгот и бесплатных услуг, которые предоставляются (по оплате жилья и коммунальных услуг, проезду, лекарственному обеспечению и др.).
При наличии в семье работающих членов необходимо учитывать виды и объемы помощи, оказываемой администрациями предприятий, организаций, учреждений, общественными организациями и фондами.
К группам населения, которые нуждаются в первоочередном порядке в социальной помощи, относятся:
- престарелые граждане 80 лет и старше;
- одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, неспособные к самообслуживанию;
- инвалиды I - II группы;
- одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
- дети-сироты, выпускники детских домов и школ-интернатов;
- семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей - инвалидов;
- лица, попавшие в экстремальные ситуации (беженцы, пострадавшие в результате стихийных бедствий и т. п.);
- другие группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке.
Круг лиц, нуждающихся в социальной помощи и защите, может быть расширен местными органами исполнительной власти с учетом демографических, социально-экономических, и других особенностей территорий.
Система помощи в виде услуг и льгот в себя включает:
- создание и развитие территориальных центров социального обслуживания различных типов (временного, дневного пребывания) на период особо острого социального неблагополучия;
- организация надомного социального обслуживания на бесплатной и платной основе для граждан, проживающих в семьях, когда члены семьи по объективным причинам (командировка, отпуск, болезнь и др.) не могу оказать им бытовую помощь;
- создание пункта проката жизненно важных предметов длительного пользования и домашней утвари для нетрудоспособных граждан;
- предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, пользованию бытовыми учреждениями, оплате топлива, медикаментов, проезда на различных видах транспорта, обеспечение индивидуальными средствами передвижения, санаторно-курортного лечения;
- услуги, оказываемые службами срочной социальной помощи;
- обеспечение бесплатного ночного проживания бездомных граждан;
- оказание экстренной психологической помощи и помощи по "телефонам доверия";
- обеспечение бесплатного питания, доставка горячих обедов на дом для определенных категорий населения;
- организация доставки немощных граждан в учреждения медицинского и социального профиля;
- оплата содержания детей из малообеспеченных семей в детских дошкольных учреждениях.
Органам местного самоуправления предоставляется право дополнять и изменять перечень форм и видов социальной помощи.
Информационное обеспечение социальной защиты населения предусматривает:
- формирование банка данных на основе показателей социально-экономического положения территорий, включая демографические показатели, нормативной базы, используемой при разработке мер по социальной защите, размеров бюджета прожиточного минимума различных категорий граждан, уровня и динамики розничных цен на товары и услуги и др. показателей;
- создание банка данных на основе сбора и анализа о контингентах населения, нуждающихся в социальной защите, сети органов и учреждений, ее осуществляющих;
- систематическое информирование населения республики о планируемых и реализуемых мерах социальной защиты, действующих льготах для различных категорий граждан.
Необходимым условием организации эффективной системы социальной защиты граждан является введение механизма корректировки размеров социальных выплат при изменении социально-экономической ситуации в территориях.
Для этого установленные нормативы обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме, в виде социальных услуг и льгот) следует пересматривать в соответствии с ростом розничных цен, прожиточного минимума, изменения уровня занятости трудоспособного населения, увеличения материальных ресурсов системы социальной защиты и динамикой других социально-экономических факторов.
Для оперативного отслеживания уровня жизни населения и состояния социальной защиты в районе (городе) необходимо использовать систему социальных индикаторов, применение которых позволит своевременно оценивать и реагировать на изменение ситуации вносить в программу соответствующие корректировки.