ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 января 1998 года N 10/1
О ВВЕДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА РОЗНИЧНУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
В целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности, соблюдения нравственных норм поведения, принятия неотложных мер по улучшению организации и осуществления государственного контроля за оборотом алкогольной продукции на основании Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции" и Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" Президиум Правительства Республики Хакасия и Президиум Верховного Совета Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Считать необходимым введение дополнительных ограничений на розничную реализацию алкогольной продукции в Республике Хакасия.
2. Утвердить:
Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Республики Хакасия (приложение N 1).
Положение о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией (приложение N 2).
3. В целях обеспечения вторичного контроля за легальностью производства и оборота алкогольной продукции и ее безопасностью ввести с 1 февраля 1998 года на территории Республики Хакасия маркировку ввозимой из-за пределов республики алкогольной продукции республиканской идентификационной маркой после подтверждения факта сертификации Хакасским центром стандартизации, метрологии и сертификации. Реализация алкогольной продукции, ввезенной на территорию Республики Хакасия после 1 февраля 1998 года, без маркировки республиканской идентификационной маркой запрещается.
4. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим реализацию алкогольной продукции, ввезенной на территорию Республики Хакасия до 1 февраля 1998 года, провести в установленном порядке инвентаризацию этой продукции по состоянию на 31 января 1998 года.
Разрешить до 1 апреля 1998 года реализацию алкогольной продукции, ввезенной из-за пределов республики до 1 февраля 1998 года, без ее маркировки республиканской идентификационной маркой в строгом соответствии с данными инвентаризационной ведомости.
5. Установить, что ответственными за реализацию алкогольной продукции без республиканской идентификационной марки являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Необеспечение ответственными лицами маркировки алкогольной продукции, ввезенной на территорию республики с 1 февраля 1998 года, в розничной торговле, - влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с одновременным аннулированием лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией без права повторного ее получения в течение 6 месяцев с момента аннулирования.
Те же действия, совершенные лицом, лишенным лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией - влекут меры ответственности, предусмотренные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
6. Поручить государственному предприятию "Республиканский оптовый рынок алкогольной продукции":
- обеспечение единой базы данных об оперативном учете движения алкогольной продукции;
- решение организационных вопросов по изготовлению республиканской идентификационной марки, ее учету и хранению, а также по обеспечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вышеуказанной маркой.
7. Государственному комитету экономики Республики Хакасия совместно с государственным предприятием "Республиканский оптовый рынок алкогольной продукции" по согласованию с Государственной налоговой инспекцией Республики Хакасия, с Министерством финансов Республики Хакасия разработать и утвердить до 1 января 1998 года образцы марок, их стоимость и правила их нанесения.
8. Комитету по торговле и бытовому обслуживанию населения по согласованию с Министерством финансов Республики Хакасия в 2-недельный срок подготовить предложения о распределении средств по возмещению затрат, связанных с обеспечением вторичного контроля за легальностью производства и оборота алкогольной продукции и внести на утверждение Верховному Совету Республики Хакасия.
9. Хакасской республиканской инспекции Росалкогольмонополии, органам лицензирования городских и районных администраций с 1 января 1998 года обеспечить сбор деклараций по обороту алкогольной продукции в порядке и согласно сроков, предусмотренных Положениями о лицензировании на соответствующие виды деятельности в пределах своей компетенции.
Установить, что уклонение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от подачи декларации по обороту алкогольной продукции или указание в ней недостоверных данных, - влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с одновременным аннулированием лицензии на соответствующий вид деятельности без права ее повторного получения.
Рассмотрение дел по данному административному правонарушению и наложение взыскания возложить на Хакасскую республиканскую инспекцию Росалкогольмонополия, органы лицензирования городских и районных администраций в пределах своей компетенции.
10. Главам администраций городов и районов Республики Хакасия активизировать работу межведомственных комиссий по вопросу пресечения правонарушений в сфере производства и оборота алкогольной продукции.
11. Поручить межведомственному координационному совету по проблемам потребительского рынка товаров и бытовых услуг при Правительстве Республики Хакасия подготовить информацию о выполнении данного постановления по итогам 1 квартала 1998 года и внести на рассмотрение Правительства Республики Хакасия.
12. Контроль за реализацией алкогольной продукции, подлежащей маркированию республиканской идентификационной маркой, осуществляется Министерством внутренних дел Республики Хакасия, управлением Федеральной службы налоговой полиции Республики Хакасия, Хакасской республиканской инспекции Росалкогольмонополии, управлением государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Хакасским территориальным управлением ГКАП России, Хакасским центром стандартизации, метрологии и сертификации, органами налоговой службы.
13. Считать действующими все ранее принятые постановления Правительства Республики Хакасия в части, не противоречащей данному постановлению.
14. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия Шавыркина В. В. и председателя комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету, финансам, налогам и ценам Матвеева В.А.
Председатель Правительства Республики Хакасия А.ЛЕБЕДЬ
Председатель Верховного Совета Республики Хакасия В.ШТЫГАШЕВ
к совместному постановлению
Президиумов Правительства Республики Хакасия и
Верховного Совета Республики Хакасия
от 06.01.1998 г. N 10/1
ПРАВИЛА розничной торговли алкогольной продукцией на территории Республики Хакасия
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ, Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1213 "Об усилении контроля за оборотом алкогольной продукции", Правилами розничной торговли алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 года N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" и регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции в розничной торговле.
Под продавцом понимается организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие покупателям товары по договору розничной купли-продажи.
Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Под договором купли-продажи понимается обязательство продавца передать покупателю товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, и считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, подтверждающего оплату, если иное не предусмотрено законом или договором.
2. К алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодовоягодное или иная пищевая продукция (кроме пива) с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции.
3. Розничная торговля алкогольной продукцией осуществляется при наличии лицензии, выдаваемой в установленном порядке.
На доступном для покупателя месте должна быть информация о номере лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем эту лицензию.
4. Реализация алкогольной продукции может осуществляться исключительно в местах, обозначенных в лицензии на данный вид деятельности, выдаваемых органами местного самоуправления.
Часы торговли алкогольными напитками организациям независимо от их формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям устанавливаются органами местного самоуправления с обязательным отражением в выдаваемых лицензиях.
5. Не разрешается в розничной торговле продажа спирта этилового из всех видов пищевого и непищевого сырья, спирта этилового с неденатурирующими добавками, спиртосодержащих растворов в виде различных смесей жидких многокомпонентных технических, спирта питьевого (за исключением районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), в том числе импортного, алкогольсодержащей продукции по фармакопейным статьям, алкогольсодержащих вкусоароматических, биологически активных пищевых добавок, спиртованных соков, плодовых сброженно - спиртованных виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов.
Под денатурирующими добавками понимаются специальные добавки (скипидар, красители органические, пиридиновые основания и т.п.), делающие этиловый спирт не пригодным для питья.
6. Продаже подлежит алкогольная продукция, соответствующая по качеству обязательным требованиям стандарта, технических условий, медико - биологическим требованиям и гигиенического заключения (сертификата).
Продавец этой продукции, в том числе импортной, должен иметь следующие документы:
- копию сертификата соответствия, заверенную подлинным штампом Хакасского центра стандартизации, метрологии и сертификации, и содержащую сведения о предъявленной партии алкогольной продукции для подтверждения факта сертификации;
- товарно - транспортную накладную установленного образца;
- справку к товарно - транспортной накладной, заполненную последним собственником (продавцом) и покупателем (получателем) и заверенную их печатями;
- копию лицензии поставщика на право осуществления им соответствующего вида деятельности, заверенную подлинной печатью владельца оригинала лицензии. Вся имеющаяся информация должна предоставляться покупателю и контролирующему органу по первому их требованию.
При реализации алкогольной продукции на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже этой продукции копией справки к товарно-сопроводительной документации, заверенной его подлинной печатью, с указанием в ней местонахождения этой торговой точки и номера лицензии.
Алкогольная продукция, ввозимая из-за пределов республики, реализуемая на потребительском рынке Республики Хакасия, подлежит маркировке республиканскими идентификационными марками.
Реализуемая на территории Республики Хакасия алкогольная продукция, в том числе импортная, сопровождается информацией на русском языке о сертификации, коде изготовителя или его адресе, знаке соответствия, наименованиях государственных стандартов или других нормативных документов, обязательным требованиям которых эта продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, составе, сроке годности, содержания вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и противопоказаниях в применению.
Покупатель вправе требовать правильность определения продавцом розничных цен, а также соответствие цен на ценниках и накладных.
7. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую нормативную информацию и соблюдать установленные в них требования.
8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о настоящих Правилах, часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах.
9. Реклама алкогольной продукции допускается только в организациях, осуществляющих продажу этой продукции, с соблюдением требований законодательства о рекламе.
10. Продажа алкогольной продукции в розлив осуществляется только на предприятиях общественного питания на основании лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции, выданной органом местного самоуправления.
11. Не допускается розничная реализация алкогольной продукции:
- полученной от изготовителя или оптового продавца, не имеющего соответствующей лицензии на производство и оборот этой продукции;
- без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной республиканской идентификационной маркой;
- с истекшим сроком годности, если он установлен изготовителем;
- без четкой маркировки, позволяющей установить предприятие - изготовитель;
- без документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции;
- забракованной по показаниям качества и безопасности;
- в упаковке, не соответствующей требованиям нормативной документации;
- с объемным содержанием этилового спирта более 18 процентов в полиэтиленовых стаканчиках, жестяных банках и тетропаках;
- иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей (с 1 января 1997 года);
- в бутылках без этикеток или с поврежденными этикетками, грязных (внутри или снаружи), с явными признаками боя (скол горла, трещины), с поврежденной укупоркой, имеющей общее помутнение, посторонние включения, осадок (кроме коллекционных вин);
- при отсутствии на алкогольной продукции марок акцизного сбора и специальных марок (кроме пива), нанесенных в соответствии с установленным порядком;
- лицам, не достигшим возраста 18 лет;
- в детских, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях (прилегающие территории определяются органами местного самоуправления);
- с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, объекты военного назначения), в научных и производственных организациях и на прилегающих к ним территориях, а также с рук, лотков и автомашин, в предприятиях мелкорозничной торговой сети (ларьках, киосках, палатках), а также в павильонах, с торговым залом площадью менее 30 кв. метров.
В случае отсутствия в населенном пункте торгового зала площадью 30 кв. метров, реализацию указанной продукции разрешить в зале с наибольшей торговой площадью из имеющихся в данном населенном пункте.
Под площадью торгового зала понимается часть торговой площади, предназначенной для продажи товаров населению, т.е. сумма установочной площади, занятой под торговым оборудованием, и площадей покупательских потоков и узлов расчета.
В площадь торгового зала не включаются помещения для приемки, подготовки к продаже и хранению товаров, подсобные помещения, административные, бытовые и технические помещения, тамбуры, охранные и технологические проходы.
12. Алкогольная продукция должна храниться в соответствии с требованиям нормативных документов на соответствующий вид продукции. Алкогольная продукция размещается по группам и маркам.
13. Перед продажей алкогольной проекции продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам.