Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ НА 2011-2013 ГОДЫ"

1. Характеристика проблемы


Республиканская целевая программа "Старшее поколение на 2011- 2013 годы" разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307, Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2010 года ПР -15П.

Одной из особенностей современной демографической ситуации в Хакасии является высокая численность лиц пожилого возраста. На 1 января 2011 года в Хакасии проживало 112,0 тыс. граждан пожилого возраста, что составляет 20,7% от общего числа населения Республики Хакасия. Более 36,0 тыс. пенсионеров не относятся ни к федеральным, ни к региональным льготникам. Получают социальную доплату к пенсии до величины прожиточного минимума, установленной в Республике Хакасия, за счет средств федерального бюджета более 10% граждан старшего поколения.

Уровень и качество жизни граждан пожилого возраста ниже, чем у трудоспособной части населения, так как главным источником дохода большинства пожилых людей остается пенсия. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета ограничивается возрастом и нарушениями здоровья.

Процесс старения сопровождается одиночеством в связи с утратой близких родственников, невозможностью или нежеланием близких осуществлять необходимую помощь и уход за престарелым человеком. Экономические проблемы страны снижают надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. Отсутствие необходимой помощи снижает уровень жизни пенсионеров, способствует более раннему уходу из жизни.

Качество жизни пенсионеров зависит также от сложившейся системы социальной поддержки льготных категорий граждан и лиц пожилого возраста. В современных экономических условиях социальная поддержка пожилых людей и решение ряда их проблем является неотъемлемой частью государственной политики, направленной на адресное оказание помощи социально незащищенным категориям граждан.

В Республике Хакасия значительное число граждан пожилого возраста, ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны нуждаются в различных видах помощи, в том числе в оказании содействия в ремонте жилого помещения (по итогам обследования нуждаются в ремонте жилья 2,5 тыс. вдов инвалидов и участников войны), приобретении индивидуальных приборов учета энергоресурсов, проведении льготного зубопротезирования в соответствии с действующим законодательством (в очереди на льготное зубопротезирование состоит свыше 11,0 тыс. человек), оздоровлении и реабилитации (очередность в Черногорский центр составляет 800,0 человек).

Дальнейшего развития требует социальное обслуживание граждан старшего поколения. В Республике Хакасия в настоящее время очередность в психоневрологические интернаты составляет 40 человек, норматив обеспеченности койко-местами в действующих психоневрологических учреждениях не соответствует установленным требованиям: 5-6 кв. метров при норме 6-8 кв. метров. Назрела острая необходимость в строительстве дополнительного корпуса на 200 мест в ГУ РХ "Туимский психоневрологический интернат", что позволит ликвидировать очередность и создать комфортные условия для граждан, проживающих в п. Верхний Туим в зданиях постройки 30-40-х годов XX века. Для полноценной реабилитации старшего поколения и инвалидов необходимо строительство следующих вспомогательных помещений: центра реабилитации и досуга - в Абазинском психоневрологическом интернате, спортивно-оздоровительного центра (актовый зал, бассейн) - в ГУ РХ "Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми им.А.И. Лебедя".

Недостаточно средств выделяется из республиканского бюджета на капитальный ремонт стационарных учреждений, развитие их материальной базы.

(абзац утратил силу постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.10.2011 N 640, НГР RU19000201100548)

Сельские населенные пункты (особенно малочисленные) в силу сложившихся объективных причин не имеют развитой социальной инфраструктуры, во многих из них отсутствуют лечебно-профилактические учреждения, магазины, предприятия службы быта, имеют место проблемы транспортного обслуживания. В связи с этим необходимо организовать работу по предоставлению сельским жителям услуг через организацию работы мобильных бригад, "передвижных поликлиник", обеспечение стабильного транспортного и торгового обслуживания.

Граждане пожилого возраста после завершения активной трудовой деятельности особо остро ощущают оторванность от общества. Поэтому необходимо вовлекать граждан пожилого возраста в посильную трудовую занятость, активную общественно-полезную деятельность, занятия художественной самодеятельностью, спортом, туризмом, обучать компьютерной грамотности. Важную роль в этом играют общественные организации ветеранов. Необходимо также к этой работе привлекать молодежь, развивать волонтерское движение.

В целях дальнейшего развития системы социальной защиты граждан старшего поколения, повышения качества предоставляемых услуг, а также повышения престижа социальной работы необходимо продолжить работу по повышению профессионального мастерства социальных работников, усилению мер материального и морального стимулирования, методическому и информационному обеспечению.