9.5.1 При балочной надземной прокладке трубопроводов допускается параллельная прокладка нескольких трубопроводов-шлейфов на одних и тех же опорах (ригелях). Расстояние в свету между рядом расположенными трубопроводами должно быть не менее 500 мм при диаметре труб до 325 мм включительно и не менее диаметра трубопровода при диаметре более 325 мм, при этом, для теплоизолированных трубопроводов в качестве диаметра принимается диаметр вместе с изоляцией.
9.5.2 Высоту прокладки надземного трубопровода от поверхности земли до низа трубопровода (или пролетных строительных конструкций высоких эстакад) следует принимать не менее 0,5 м, а в местах предназначенных для прохода людей - 2,5 м, на путях миграции животных - 3,0 м и при пересечении автомобильных дорог - согласно СП 18.13330.
9.5.3 Высота прокладки трубопроводов над землей на участках многолетнемерзлых грунтов должна назначаться из условия обеспечения многолетнемерзлого состояния грунта под опорами и трубопроводом.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
9.5.4 Теплоизоляцию трубопроводов, в том числе для горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, допускается выполнять из горючих материалов с устройством противопожарных вставок из негорючих материалов, ширина вставки при этом должна быть не менее 0,5 м, а расстояние между вставками не более 24 м.
При строительстве надземных трубопроводов из труб в тепловой изоляции из горючих материалов в негорючей оболочке допускается противопожарные вставки не предусматривать в соответствии с требованиями пункта 5.19 СП 61.13330.2012.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
9.5.5 Конструкциями опор надземных трубопроводов и методами их сооружения должно быть обеспечено проектное положение трубопроводов в процессе эксплуатации. Опоры должны проектироваться из негорючих материалов, быть электроизолированы от трубопровода.
9.5.6 В местах установки (на трубопроводе) арматуры необходимо предусматривать стационарные площадки для ее обслуживания. Площадки должны быть искробезопасными, несгораемыми и иметь конструкцию, исключающую скопление на них мусора и снега.
9.5.7 На начальном и конечном участках перехода трубопровода от подземной к надземной прокладке необходимо предусматривать постоянные ограждения высотой не менее 2,2 м.
Данное требование распространяется для основной подземной прокладки трубопровода в местах перехода на надземную прокладку на переходах через естественные и искусственные препятствия для исключения возможности перехода людей по трубопроводу через препятствие.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
9.5.8 При проектировании надземных переходов необходимо учитывать продольные перемещения трубопроводов в местах их выхода из грунта. Для уменьшения значений продольных перемещений в местах выхода трубопроводов из грунта допускается применение подземных компенсирующих устройств или устройство поворотов вблизи перехода (компенсатора-упора) для восприятия продольных перемещений подземного трубопровода на участке, примыкающем к переходу.
9.5.9 При прокладке трубопроводов через естественные препятствия расстояние от низа трубы или пролетного строения должны приниматься не менее:
- 0,5 м до уровня воды при 5%-ной обеспеченности - при пересечении оврагов и балок;
- 0,5 м до уровня воды при 1%-ной обеспеченности и наивысшего горизонта ледохода - при пересечении несудоходных, несплавных рек и больших оврагов, где возможен ледоход;
- значения, установленного ГОСТ 26775 - при пересечении судоходных и сплавных рек.
9.5.10 На переходах трубопровода над железными дорогами общей сети расстояние от низа трубы или пролетного строения до головки рельсов должны приниматься в соответствии с требованиями габарита С по ГОСТ 9238.
Расстояние в плане от крайней опоры надземного трубопровода должно быть, м, не менее:
5 - до подошвы откоса насыпи;
3 - до бровки откоса выемки;
10 - до крайнего рельса железной дороги.
9.5.12 Для мест надземных переходов трубопроводов через ручьи, овраги и другие препятствия в проекте должны предусматриваться конструктивные решения, обеспечивающие надежную защиту от тепловых и механических воздействий соседних трубопроводов при возможном разрыве на одном из них.