Энергетическая стратегия РФ ставит центральной задачей снижение удельной энергоёмкости валового внутреннего продукта [57]. Энерго- и ресурсосбережение являются одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность функционирования отраслей и экономики в целом. Достижение данной цели обеспечивается посредством реализации мероприятий по энергосбережению, своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и оптимизационным формам.
В "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, отмечено, что одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в области экономики на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, которая включает в себя рост энергоэффективности и энергосбережения. Кроме того, в документе указано, что необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются внедрение перспективных энергосберегающих и энергоэффективных технологий, повышение глубины переработки энергоресурсов, разработка перспективных энергосберегающих технологий и международный обмен ими.
Поскольку существующая сегодня энергетическая инфраструктура в состоянии в целом обеспечить поступательное развитие отраслей промышленности на горизонт как минимум в 15 лет (за исключением отдельных локальных крупных проектов), то фактически энергоэффективность в первую очередь должна обеспечивать энергетическую конкурентоспособность российской экономики на внутреннем и внешнем рынках, поскольку постоянный рост цен и тарифов на энергоносители ухудшает условия выживания и дальнейшего развития промышленного сектора экономики.
Речь идет о сбалансированном повышении энергетической эффективности экономики по трем ключевым направлениям:
- повышение энергетической эффективности инфраструктурных отраслей (электро- и теплоэнергетика, газоснабжение и др.);
- рост энергоресурсоэффективности промышленного производства и производства услуг;
- выпуск продукции более высоких классов энергоэфективности*.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Отметим, что три вышеуказанные задачи имеют разную специфику и различные механизмы решения. Причины различной энергетической эффективности в этих трех секторах также существенно различаются
Необходимо отметить, что тепло- и электроэнергетика, как инфраструктурный комплекс, призванный обеспечить нормальное функционирование и развитие различных отраслей экономики, пока не стала примером и локомотивом повышения энергетической эффективности. Доля комбинированной выработки на тепловых электростанциях общего пользования за последние 25 лет снизилась на треть.
Существенная часть генерирующего оборудования, выводимого с рынка по процедурам конкурентного отбора мощности (КОМ), также сосредоточена на ТЭЦ, а строящиеся по договорам поставки мощности (ДПМ) энергоблоки в основном работают без отпуска тепловой энергии, т.е. с КИТ от 24 до 40%, против КИТ на ТЭЦ на уровне от 58 до 67%.
Строительство всех ТЭЦ непосредственно в центрах нагрузок, в городах и на крупных промышленных узлах было обусловлено необходимостью снижения затрат на передачу электроэнергии. Впоследствии, в результате реформирования электроэнергетического комплекса страны ТЭЦ стали выполнять несвойственные им функции обеспечения электроэнергией и мощностью оптового рынка. В результате, величина транспортной составляющей в конечных тарифах выросла, став сопоставимой со стоимостью производства электроэнергии.
Таким образом, ключевые энергетические и экологические преимущества крупных ТЭЦ были искусственно утрачены. Соответственно, модернизация и развитие ТЭЦ, загрузка отборов турбин может рассматриваться как антикризисная мера, обеспечивающая доступность энергоресурсов для всех потребителей, позволяющая рыночными способами осуществить антикризисное сдерживание роста тарифов на энергоресурсы как для промышленности, так и для населения.
В настоящее время можно выделить некоторые ключевые факторы, характеризующие современное состояние энерготехнологических и энергетических установок предприятий:
- возникновение совокупности изменений расчетных условий функционирования энергетических систем и комплексов разного масштаба;
- перманентная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций в различных элементах энергетических систем и комплексов;
- лавинообразный и неравномерный износ всех элементов энергетических систем и комплексов и обусловленная этим повышенная аварийность;
- растущая сложность систем, неопределенность исходных данных и незнание главных причин падения эффективности;
- тенденция к строительству собственных энергоисточников на промышленных предприятиях и их структурных подразделениях (особенно в секторе до 25 МВт).
_______________
Суммарная мощность мини-ТЭЦ (свыше тысячи агрегатов), возведенных за последние 20-25 лет в Российской Федерации, приближается к 7,5 ГВт, что составляет около 3,5% мощности всей энергосистемы страны.
Обратная сторона низкой энергоэффективности промышленности - высокий уровень негативного влияния на окружающую среду. Воздействие промышленности на окружающую среду зависит не только от характера ее территориальной локализации и типа перерабатываемого (потребляемого) сырья, но в большой степени от объемов потребления энергии, от возможности утилизации отходов и степени завершенности энергопроизводственных циклов.
Предприятия ключевых отраслей промышленности с высокой энергоемкостью (металлургия, нефтехимия, энергетика, производство минеральных материалов) и предприятия меньшей энергоемкости, загрязняющие атмосферу и водные среды отходами (производство пестицидов, фармацевтической продукции, пищевая промышленность, переработка отходов) могут быть определены как объекты I категории в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
В качестве критериев в данном документе используются как общая принадлежность к наиболее энергоемким и загрязняющим окружающую среду производствам, так и минимальные количественные показатели производительности предприятий, свыше которых их деятельность подвергается государственному регулированию законодательством о наилучших доступных технологиях.
Приведенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 N 1029 предприятия можно условно разделить на пять основных групп по уровню энергоемкости и степени влияния на окружающую среду (таблица 1.1):
- 1 группа (энергоемкие переделы добычи и переработки природных ископаемых);
- 2 группа (выработка и поставка (транспорт) потребителям тепловой и электрической энергии);