Недействующий

Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг (утратил силу на основании приказа Росстата от 17.12.2021 N 927)

10.2.3. Оценка неофициальной оплаты услуг


Неофициальная оплата услуг, как правило, не афишируется ни производителем, ни потребителем услуг. Установить размеры этого явления путем традиционного статистического наблюдения не представляется возможным.

Поэтому для ее оценки применяется метод сопоставления данных об объеме потребленных населением платных услуг, полученных из разных источников: от производителей услуг (на основе федерального статистического наблюдения с досчетами на скрытую и незарегистрированную деятельность) и от потребителей услуг (на основе материалов обследования бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ)).

В рамках ОБДХ рассчитываются потребительские расходы домашних хозяйств на оплату услуг, с выделением отдельных видов услуг. С некоторым допуском можно принять этот показатель идентичным показателю "Объем платных услуг населению". В этом случае превышение данных ОБДХ над данными об объеме платных услуг населению можно считать оценкой неофициальной оплаты услуг.

При этом следует иметь в виду, что неофициальная оплата услуг распространена при оказании не всех видов услуг, а только отдельных из них (медицинских, образовательных, физической культуры и спорта, ремонтных, парикмахерских, ритуальных услуг, услуг бань и тому подобных).

Расхождение данных об объеме платных услуг населению с данными ОБДХ может быть за счет разной методологии учета экспорта услуг и оплаты услуг работодателями.

Для сопоставления данных об объеме платных услуг населению с данными ОБДХ последние должны быть переформированы под видовую структуру объема платных услуг населению с использованием таблицы соответствия видов услуг по ОКПД2 и направлений потребления по используемому в бюджетном обследовании Классификатору индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (далее - КИПЦ-ДХ), приведенной в приложении N 3 к настоящей Методологии.

Поскольку уровень дезагрегации большинства направлений потребления по КИПЦ-ДХ позволяет достигнуть лишь частичного их соответствия подгруппам/видам услуг по ОКПД2, для корректного сопоставления при распределении данных ОБДХ по соответствующим подгруппам/видам платных услуг населению необходимо использовать экспертные оценки доли. Экспертные оценки доли отражают, в какой части следует учесть данные ОБДХ в определенной подгруппе/виде платных услуг населению, их величина находится в интервале от 0 до 1.

Примерные значения экспертных оценок доли в разрезе направлений потребления приведены в приложении N 4. Специалист территориального органа государственной статистики, осуществляющий оценку неофициальной оплаты услуг, вправе в ходе расчетов уточнить эти значения с тем, чтобы учесть местные особенности в потреблении услуг на данной территории. При этом должен быть соблюден арифметический контроль: если сумма приведенных в приложении N 4 по какому-то направлению потребления экспертных оценок доли равна единице, то и после уточнения они также должны в сумме давать единицу.

Пример (данные условные):

По данным ОБДХ, "Пошив и прокат одежды" (код идентификационный по КИПЦ-ДХ 198) составил в отчетном периоде 150 млн. рублей. В части пошива одежды это направление потребления соответствует подгруппе услуг "Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий" (код ОКПД2 95.29.11.001.АГ), а в части проката одежды - виду "Услуги предприятий по прокату" (код ОКПД2 77.21.10.001.АГ). Данные ОБДХ должны быть распределены между этими двумя видами услуг следующим образом:

Наименование видов услуг

Код ОКПД2

Экспертная оценка доли

Расчет

ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

95.29.11.001.АГ

0,85

150 x 0,85 = 127,5

услуги предприятий по прокату

77.21.10.001.АГ

0,15

150 x 0,15 = 22,5


Таким образом, из 150 млн. рублей, показанных в ОБДХ по строке "Пошив и прокат одежды" 127,5 млн. рублей соответствует коду ОКПД2 95.29.11.001.АГ и 22,5 млн. рублей - коду ОКПД2 77.21.10.001.АГ.

После переформирования данных ОБДХ по структуре объема платных услуг населению производится оценка неофициальной оплаты услуг (Оноу) по следующей формуле:

Оноу = Обдх - (Онб + Осд + Онд), где

[15]


Обдх - расходы населения на оплату услуг по данным ОБДХ, распространенные на генеральную совокупность и переформированные с использованием таблицы соответствия видов услуг по ОКПД2 направлениям потребления по КИПЦ-ДХ и экспертных оценок доли;

Онб - объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу;

Осд - объем сокрытия платных услуг населению по всем типам хозяйствующих субъектов;

Онд - оценка незарегистрированной деятельности.

Полученные по формуле [15] отрицательные величины разницы между Обдх и О(нб+сд+нд) не рассматриваются, в дальнейшие расчеты берутся только положительные значения Оноу.

Для повышения качества оценки неофициальной оплаты услуг необходимо провести ретроспективный анализ.

Если из года в год тенденция в соотношении Обдх и О(нб+сд+нд) меняется, то причина может быть в разном наполнении этих показателей. Тогда следует проверить, соблюдены ли соответствия и пропорции между идентификационными кодами КИПЦ-ДХ и ОКПД2, приведенными в приложении N 4 к настоящей Методологии.

Если в отчетном году наблюдается резкое отличие в соотношении Обдх и (Онб + Осд + Онд) по сравнению со сложившейся на протяжении 4-5 последних лет единой тенденцией, необходимо учитывать следующие факторы:

1) Приобретение услуг жителями данного субъекта Российской Федерации в соседнем субъекте. Это особенно характерно для Московской и Ленинградской областей.

2) Особенности оказания отдельных услуг. Например, не имеет смысла производить сопоставление на уровне субъекта Российской Федерации по услугам гостиниц и аналогичным услугам по предоставлению временного жилья, так как эта услуга потребляется за пределами обычного места жительства потребителя, причем по большей части в других субъектах Российской Федерации. В некоторой мере это относится и к услугам санаторно-курортных организаций.