Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт- Петербурга от 30.06.2014 N 551

3. Приоритеты и цели государственной политики на 2017-2022 годы в сфере социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга, прогноз социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга


При сохранении существующей модели управления социально-экономическим развитием территорий Санкт-Петербурга на период до 2022 года можно прогнозировать сохранение существующих тенденций пространственного развития Санкт-Петербурга:

увеличение площади территории, занятой много- и среднеэтажной жилой застройкой;

увеличение нагрузки на транспортную систему и среднего времени ежедневных поездок населения за счет появления новых жилых районов в периферийных районах Санкт-Петербурга и сохранения территориальной структуры мест размещения труда;

отставание развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры от темпов массового жилищного строительства;

постепенное замещение промышленных предприятий много- и среднеэтажной жилой застройкой.

Комплексное развитие территорий должно основываться на приоритете смешанного землепользования, равномерном распределении жилья и мест приложения труда. Комплексное развитие может происходить как по модели нового строительства инфраструктуры и объектов недвижимости на незастроенных территориях (возможно как в периферийных районах Санкт-Петербурга и при создании искусственных земельных участков, так и по модели реконструкции со сменой видов использования объектов капитального строительства). В историческом центре Санкт-Петербурга необходимо осуществлять градостроительную деятельность с безусловным сохранением объектов культурного наследия, перераспределением видов использования объектов недвижимости, комплексным благоустройством территорий общего пользования. Примерами территорий приоритетного развития в историческом центре Санкт-Петербурга могут служить такие комплексы, как "Апраксин двор" и "Новая Голландия". Комплексная реновация жилых кварталов постройки периода 1960-1970-х годов должна планироваться посредством частичного сноса жилых зданий, размещения новых центров деловой активности и мест приложения труда, комплексного благоустройства территорий общего пользования с наполнением объектами социальной инфраструктуры и сферы обслуживания, формированием общественно-деловой застройки, созданием локальных рекреационных зон и парковочных пространств.

Целесообразно постепенное изменение модели пространственного развития Санкт-Петербурга с моноцентрической на полицентрическую за счет создания новых центров экономической активности в периферийных районах Санкт-Петербурга на базе таких масштабных проектов, как общественно-деловой комплекс "Лахта-центр", конгрессно-выставочный центр "Экспофорум", аэропорт "Пулково" и других. Важным аспектом "децентрализации" является сокращение маятниковых миграций в исторический центр Санкт-Петербурга с деловыми и трудовыми целями. Инструментом сокращения миграции в исторический центр Санкт-Петербурга может стать как ограничение на въезд в центр личного автотранспорта за счет масштабного расширения зоны платной парковки, так и стимулирование замены деловых и административных видов использования недвижимости на использование под услуги в области культуры, туристической инфраструктуры, торговли и сферы обслуживания.

Актуальным приоритетом является ограничение экстенсивного развития и ориентация на обеспечение компактности застройки Санкт-Петербурга с достижением оптимальной плотности населения и усилением многофункциональности использования территории, транспортной связности районов Санкт-Петербурга, концентрации объектов регионального значения Санкт-Петербурга. Ограничение экстенсивного развития застройки Санкт-Петербурга позволит также оптимизировать расходы бюджета Санкт-Петербурга на создание объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Преимуществом Санкт-Петербурга является использование уникального потенциала прибрежных территорий для строительства комфортного жилья и рекреационных зон за счет дальнейшего развития искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, постепенного вывода портовых мощностей и промышленных предприятий с прибрежных территорий Адмиралтейского, Василеостровского и Кировского районов Санкт-Петербурга, развития территорий, прилегающих к рекам и каналам Санкт-Петербурга. Начало активного развития прибрежных территорий положено реализацией таких масштабных проектов, как строительство общественно-делового комплекса "Лахта-центр", футбольного стадиона на Крестовском острове, реализацией проекта "Морской фасад" в Василеостровском районе Санкт-Петербурга.

Ключевым фактором повышения качества городской среды и, как следствие, качества жизни горожан должно стать развитие территорий общего пользования, включающих парки, сады, скверы, улицы и площади, набережные и пляжи.

Принципиально важным вопросом является переход от отраслевой системы планирования развития территорий к целостному подходу, основанному на приоритетах развития конкретной территории. В основу такого подхода может быть положен анализ и планирование комплексного социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга.

Апробация нового подхода к пространственно-территориальному развитию на основе комплексного анализа социально-экономического развития территорий и разработки концепций их развития будет осуществляться на примере пилотных территорий исторического центра Санкт-Петербурга "Конюшенная" и "Северная Коломна - Новая Голландия", комплекса мероприятий по развитию Кронштадтского района Санкт-Петербурга, проекта реновации территории комплекса "Апраксин двор".

Целями планирования устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга являются:

разработка целостного видения социально-экономического и пространственного развития Санкт-Петербурга с закреплением приоритетов территориального развития в Генеральном плане Санкт-Петербурга и Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга и дифференциацией градостроительной политики для различных территорий Санкт-Петербурга;

анализ потребностей в территориальных ресурсах развития с учетом прогноза развития демографической ситуации в Санкт-Петербурге, экономической активности, изменения плотности населения, обеспеченности жильем и площади территорий, необходимых для общественных пространств;

определение оптимальной модели пространственного развития, основанной на балансе расширения осваиваемых территорий и интенсификации и повышения плотности использования застроенных территорий;

соответствие транспортного планирования функциональному зонированию и землепользованию для сокращения длительности регулярных поездок жителей Санкт-Петербурга. Отказ от затратной экстенсивной модели строительства сети автомобильных дорог регионального значения, ориентирование на решение острых проблем с задержками движения и аварийностью транспорта. Перенаправление финансовых ресурсов на мероприятия по совершенствованию системы общественного транспорта, в том числе на строительство новых линий метрополитена в крупных жилых массивах Калининского, Красногвардейского и Красносельского районов Санкт-Петербурга, более активная интеграция железнодорожной инфраструктуры в систему городского общественного транспорта;

устранение неравномерности обеспеченности населения объектами регионального значения, в первую очередь, объектами в области здравоохранения, образования, культуры и спорта. Это особенно актуально для районов нового жилищного строительства и комплексного освоения территорий;

совершенствование законодательства Санкт-Петербурга в части стратегического и территориального планирования, инвестиционного развития и градостроительной деятельности для обеспечения сбалансированного социально-экономического развития территорий;

разработка и внедрение политики активного вовлечения экспертного сообщества и населения в осуществление градостроительной деятельности.