Исторический центр Санкт-Петербурга (далее - исторический центр) включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, обладает выдающейся мировой ценностью и подлежит защите в соответствии с положениями Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Исторический центр определяет образ и масштаб всего градостроительного ансамбля Санкт-Петербурга, его культурный, экономический и социальный потенциал. Сохранение исторического центра является обязательством Российской Федерации и входит в число приоритетных задач Правительства Санкт-Петербурга.
На территории исторического центра в настоящее время располагается 11046 зданий, из которых 5385 объектов культурного наследия, 3987 многоквартирных домов, в которых расположены коммунальные квартиры, 257 объектов дорожного хозяйства, 319 объектов благоустройства, 9855 объектов инженерной инфраструктуры, 272 набережные и 98 мостов.
Проблемами исторического центра являются:
значительный износ зданий (более 15 процентов зданий имеют износ свыше 40 процентов и 45 зданий имеют износ от 20 до 40 процентов);
более 30000 коммунальных квартир;
отсутствие горячего водоснабжения у значительного числа многоквартирных домов;
изношенность объектов инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктур, объектов благоустройства.
Большинство набережных и мостов не имеют достаточной возможности обеспечить пропуск транспортных потоков, что приводит к повышенному износу асфальтобетонного покрытия проезжей части и, как следствие, ускоренному износу гидроизоляции плиты проезжей части, вследствие чего происходит усиленная коррозия конструкций пролетных строений мостов из-за воздействия интенсивных динамических нагрузок, существенно превышающих нормативные. В результате этого увеличиваются затраты на содержание дорожных сооружений и уменьшаются межремонтные сроки, мосты и набережные интенсивно разрушаются, что невозможно остановить в рамках проведения текущего ремонта.
В Санкт-Петербурге находятся 2029 территорий зеленых насаждений общего пользования (далее - ЗНОП).
Сады, парки, скверы и бульвары играют существенную роль в формировании неповторимого архитектурно-художественного облика исторического центра. Ежегодно проводимый ремонт объектов ЗНОП охватывает в среднем около 1 процента их общей площади, и, как следствие, по подавляющему большинству объектов ЗНОП ремонт не производился более 30 лет. Вследствие повышенной рекреационной нагрузки и изнашиваемости для их содержания в нормативном состоянии необходимо проведение ремонтных работ.
Исторический центр входит в состав Центральной зоны водоснабжения. Источником водоснабжения Центральной зоны является р.Нева. Подготовка питьевой воды производится на двух водопроводных станциях - Главной водопроводной станции и Волковской водопроводной станции. При этом подготовку воды для объектов, расположенных в границах территорий, рассматриваемых в подпрограмме 2, обеспечивает Главная водопроводная станция (далее - ГВС), которая обеспечивает водой Василеостровский, Петроградский и большую часть Адмиралтейского и Центрального районов Санкт-Петербурга, а также территории исторического центра, расположенные в Приморском, Выборгском и Калининском районах Санкт-Петербурга. Южная часть Адмиралтейского и Центрального районов Санкт-Петербурга получает воду от Волковской водопроводной станции.
Ввиду несовершенства технологии очистки воды, а также в целях создания комфортных условий проживания в историческом центре необходимо осуществить комплексную реконструкцию ГВС со строительством нового блока водоподготовки, на котором будет применена современная двухступенчатая технологическая схема, гарантированно обеспечивающая качество питьевой воды.
Система водоснабжения исторического центра входит в Центральную зону водоснабжения, которая в свою очередь является частью общей системы подачи воды.
Протяженность водопроводной сети на территории Адмиралтейского и Центрального районов Санкт-Петербурга составляет 325 км, из них со сроком эксплуатации выше 25 лет - более 254 км, что составляет 78 процентов от общей протяженности.
Особой проблемой системы водоснабжения исторического центра является значительный физический износ сетей водоснабжения, средний возраст которых составляет 40 лет, а также попутное загрязнение питьевой воды в существующих стальных и чугунных трубопроводах продуктами коррозии.
Для реализации мероприятий подпрограммы 2 в рамках определенных границ исторического центра выделены территории:
территория "Конюшенная", а также территория комплекса "Апраксин двор", расположенные в Центральном районе Санкт-Петербурга;
территория "Северная Коломна - Новая Голландия", расположенная в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Границы территории "Конюшенная": от пересечения Дворцовой наб. и Лебяжьей канавки, по Лебяжьей канавке южнее до наб.р.Мойки, по наб.р.Мойки западнее до Конюшенной пл., по Конюшенной пл. западнее до пересечения с кан.Грибоедова, по кан.Грибоедова южнее до Невского пр., по Невскому пр. западнее до наб.р.Мойки, вдоль наб.р.Мойки севернее до Зимней канавки, по Зимней канавке севернее до Дворцовой наб., по Дворцовой наб. восточнее до пересечения с Лебяжьей канавкой.
Границы территории "Северная Коломна - Новая Голландия": от пересечения наб.Ново-Адмиралтейского кан. и наб.Адмиралтейского кан. севернее по наб.Ново-Адмиралтейского кан. до Английской наб., по Английской наб. восточнее до пл. Труда, от пл.Труда южнее по ул.Труда до пересечения Б.Морской ул. и ул.Глинки, от ул.Глинки западнее по наб.р.Мойки до пересечения с наб.Крюкова кан., по наб.Крюкова кан. южнее до ул.Декабристов, по ул.Декабристов западнее до Минского пер., по Минскому пер. южнее до ул.Союза Печатников, по ул.Союза Печатников западнее до Лермонтовского пр., далее севернее до ул.Декабристов, по ул.Декабристов западнее до наб.р.Пряжки, далее севернее по наб.р.Пряжки до наб.р.Мойки, по наб.р.Мойки восточнее до наб.Ново-Адмиралтейского кан.
Границы территории комплекса "Апраксин двор": территория, ограниченная Садовой ул., Апраксиным пер., ул.Ломоносова, Торговым пер. и Степановским проездом.
Подпрограмма 2 на примере территорий "Конюшенная" и "Северная Коломна - Новая Голландия", а также территории комплекса "Апраксин двор" позволит отработать комплексный подход к ее реализации, предполагающий одновременное выполнение мероприятий по сохранению исторической застройки, благоустройству территорий общего пользования, реконструкции объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры.
Территория комплекса "Апраксин двор" характеризуется недостатком тепловых и электрических мощностей, отсутствием подключения большинства объектов к энергетическим ресурсам. Подпрограммой 2 предусмотрено предоставление бюджетных инвестиций акционерному обществу "Апраксин двор" в целях выполнения предпроектных работ, необходимых для разработки проектной документации по приспособлению территории комплекса "Апраксин двор" для современного использования и проектной документации по строительству на территории комплекса "Апраксин двор" объектов энергетики и инженерного обеспечения, реконструкции улично-дорожной сети, а также разработки эскизного проекта приспособления территории комплекса "Апраксин двор" для современного использования.