В последние годы начала реализовываться такая форма дошкольного образования, как семейные детские сады (Москва, Краснодарский край, Ленинградская область, Приморский край - г.Владивосток), группы семейного типа (Челябинская область).
С тем чтобы сделать деятельность данной вариативной формы дошкольного образования легитимной, в новую редакцию Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562, зарегистрировано в Минюсте России 18 января 2012 г., регистрационный N 22946) включены положения о том, что:
"При необходимости в дошкольных образовательных учреждениях могут быть организованы:
группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (пункт 9 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, далее - ДОУ).
Как правило, семейные детские сады или группы семейного типа организуются как структурные подразделения государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в специально арендованных квартирах жилых домов, специально снятых коттеджах. Основными преимуществами таких детских садов или групп являются: небольшая наполняемость групп (от 5 до 8 детей), близость к проживанию.
В Москве и Краснодарском крае семейный детский сад организуется в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.
Как показывает опыт Краснодарского края, необходимость в организации семейных детских садов существует, прежде всего, среди многодетных семей, особенно проживающих в сельской местности. Как правило, многодетные матери заинтересованы в постоянной работе и ряде социальных гарантий, которые появляются при приеме мамы на работу в детский сад.Таким образом, прослеживается социальная направленность услуги как в части повышения показателей охвата детей дошкольным образованием, так и в части социальной защиты многодетных семей.
Также в качестве структурного подразделения муниципального или государственного дошкольного образовательного учреждения функционируют группы семейного типа в Челябинской области. Группы создаются на дому воспитателя в жилых помещениях, где выделяется площадь для размещения детей. Жилые помещения для групп семейного типа находятся в радиусе их пешеходной доступности от дошкольного учреждения. Примерное положение об организации групп семейного типа утверждено совместным приказом министерства образования Челябинской области и главного государственного санитарного врача по Челябинской области.
В Белгородской области такая форма дошкольного образования как семейные дошкольные группы реализуется, в основном, на сельском подворье.
Условия семейного дошкольного образования позволяют избежать проблем адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Вместе с тем планами работы учреждений дошкольного образования, структурными подразделениями которых являются семейные детские сады, предусмотрено не только проведение занятий мамой-воспитателем, но и развитие воспитанников семейного детского сада специалистами дошкольного учреждения (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, логопедом и др.), посещение детьми мероприятий (праздников, досугов) или просто занятий в основном здании ДОУ. Следовательно, в семейных детских садах созданы условия для своевременной социализации детей раннего и дошкольного возраста.
Факторами риска в организации семейных детских садов являются сложности в проведении лицензирования с целью оценки созданных в них условий.
Немаловажным является также тот факт, что содержание ребенка в семейных дошкольных группах малой наполняемости, функционирующих в качестве структурных подразделений дошкольных учреждений, в настоящее время обходится бюджету дороже, чем содержание ребенка в муниципальном детском саду.
Кроме того, необязательность педагогического образования мамы-воспитателя с одной стороны и необходимость реализации общеобразовательной программы дошкольного образования с другой стороны создают ряд трудностей, связанных, прежде всего, с организацией и проведением занятий (развитие речи, математическое развитие и другие). Решение данного вопроса осуществляется через систему наставничества, широкого привлечения педагогов-специалистов ДОУ. Вместе с тем очевидно, что без проведения курсовой переподготовки (обучения) воспитателя, не имеющего педагогического образования, организация квалифицированной деятельности мамы-воспитателя в условиях семейного детского сада невозможна.
В предлагаемых рекомендациях приведен опыт Краснодарского края, Белгородской и Челябинской областей, г.Москвы по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных образовательных учреждений, по нормативному правовому регулированию деятельности таких групп.