Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
(с изменениями на 18 января 2018 года)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала (далее соответственно - средства материнского капитала, заявление).
2. Подать заявление имеют право лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее соответственно - сертификат, заявитель), лично либо через представителя.
К заявлению должны быть приложены документы, необходимые для реализации права распоряжения средствами материнского капитала, перечень которых предусмотрен приложением N 2 (далее - документы).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст.19; 2008, N 52, ст.6243; 2016, N 27, ст.4235) в случае, если заявителем является ребенок (дети), заявление может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства в любое время по истечении 3 лет со дня рождения ребенка или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
3. Заявление может быть подано в любое время по истечении 3 лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил.
4. В соответствии с частью 6.1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст.19; 2008, N 52, ст.6243; 2010, N 31, ст.4210; 2011, N 1, ст.52; 2015, N 21, ст.2983; N 48, ст.6714) заявление может быть подано в любое время независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, в случае использования средств материнского капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, на получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 марта 2018 года приказом Минтруда России от 18 января 2018 года N 29н. - См. предыдущую редакцию)
4.1. Заявление, предусматривающее распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", подается в порядке, установленном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2018 г., регистрационный N 49592).
(Пункт дополнительно включен с 13 марта 2018 года приказом Минтруда России от 18 января 2018 года N 29н)
5. Заявление подается с предъявлением следующих документов:
а) документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) заявителя;
б) документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления через представителя заявителя.
6. Заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) либо фактического проживания заявителя.
7. Заявители, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Заявители, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) в пределах территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляют заявление о месте своего фактического проживания на территории Российской Федерации.
8. Заявление может быть подано непосредственно при личном обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, обращении через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлено посредством почтовой связи либо в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица" (далее соответственно - Единый портал, "Личный кабинет застрахованного лица").
9. При приеме заявления территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации регистрирует заявление и выдает расписку-уведомление о его приеме.
10. Заявление может быть направлено посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. В этом случае подлинники документов не направляются и установление личности, свидетельствование подлинности подписи заявителя на заявлении, удостоверение верности копий приложенных документов осуществляются:
а) нотариусом или иным лицом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
б) должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случае, если гражданин постоянно проживает за пределами территории Российской Федерации.
Заявление, принятое посредством почтовой связи, регистрируется не позднее первого рабочего дня, следующего за днем его получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и заявителю направляется извещение о дате получения заявления.
В случае, если при поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления посредством почтовой связи к нему не приложены копии документов или приложены копии не всех документов (за исключением документов (копий документов), находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций), заявление и приложенные к нему копии документов возвращаются заявителю в 5-дневный срок с даты их получения с указанием причин возврата. Возвращение заявления и приложенных к нему копий документов осуществляется в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта и даты их отправления.
11. Заявление в форме электронного документа, оформленное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст.4479), может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации посредством Единого портала или "Личного кабинета застрахованного лица".
Заявление, принятое посредством Единого портала или "Личного кабинета застрахованного лица", регистрируется в автоматическом режиме. Должностное лицо территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявления, формирует и направляет заявителю в электронной форме уведомление о получении заявления с указанием перечня и даты представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов. Срок представления заявителем документов не должен превышать 5 рабочих дней со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления.
Основанием для приема заявления, направленного в форме электронного документа посредством Единого портала или "Личного кабинета застрахованного лица", является направление заявителем посредством Единого портала или "Личного кабинета застрахованного лица" сведений из документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 27, ст.3880; N 49, ст.7061; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 27, ст.3477; N 52, ст.6952; 2015, N 10, ст.1393), если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации при регламентации предоставления государственной услуги по выдаче сертификата.
При представлении заявителем документов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации должностное лицо территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в день обращения регистрирует их и выдает заявителю на руки расписку-уведомление о приеме заявления.