20.7.1 Стенки сварных балок крановых путей, находящихся в особо тяжелых условиях работы, следует рассчитывать на усталость согласно разделу 12 СП 16.13330.2017. Примерный перечень производственных зданий, в которых балки крановых путей должны рассчитываться на усталость, приведен в таблице 57.
Таблица 57
Здания | Заводы |
Дворы изложниц | Металлургические |
Шихтовые дворы | |
Отделения раздевания слитков | |
Скрапо-разделочные базы; копровые и шлаковые отделения; отделения огневой резки | |
Склады чугуна и слитков | |
Здания очистки и смазки изложниц | |
Пролеты складов заготовок; отделочные пролеты и пролеты складов готового проката | |
Здания нагревательных колодцев | |
Здания (пролеты или производства), в которых эксплуатируются грузоподъемные краны групп режимов работы 7К (в цехах металлургических производств) и 8К (СП 20.13330) | Любые |
Расчет на усталость выполняется на воздействие от нормативных нагрузок одного крана.
20.7.2 Расчетными сечениями при расчете балок крановых путей на усталость являются:
- для разрезных балок - сечение, отстоящее на расстояние 0,2+0,35 от ближайшего к середине пролета поперечного ребра жесткости (в направлении к середине пролета);
- для неразрезных балок - сечение, отстоящее от опорного ребра жесткости на расстояние 0,2+0,35, где - шаг ребер; условная длина, на которую распределяется давление колеса крана [формула (49) СП 16.13330].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
20.7.3 Расчет на усталость выполняется для верхней зоны стенки в месте примыкания ее к верхнему поясу балки. В этом месте стенка находится в условиях сложного напряженного состояния, определяемого воздействием косого изгиба, стесненного кручения и местными воздействиями сосредоточенных сил и моментов.
Причиной усталостных повреждений верхних зон балок крановых путей являются многократные сдвиги, обусловливаемые максимальными касательными напряжениями от совместного действия поперечного изгиба, местного смятия и кручения .
20.7.4 Значение с достаточной степенью точности определяется суммированием максимальных касательных напряжений поперечного изгиба , местного смятия 0,4 и кручения 0,5. В двух последних случаях для упрощения расчета значения максимальных касательных напряжений определены через нормальные напряжения, которые вычисляются по СП 16.13330.
Суммированием приведенных величин при k=0,3 (k - учитывает плавность изменения эпюры касательных напряжений в расчетном сечении) получена формула (173) СП 16.13330.2017.