7.5.2.1 Проверка устойчивости стенок и поясных листов изгибаемых и сжатых элементов выполняется на основе теории устойчивости прямоугольных пластинок, работающих в упругой стадии или за пределом упругости и имеющих соответствующие граничные условия. Остаточные напряжения, закритическая стадия работы и начальные несовершенства пластинок, за исключением стенок тонкостенных балок, учтены косвенным путем - корректировкой результатов, полученных без учета этих факторов.
Стенки балок, в которых действуют все компоненты напряженного состояния (, и ), рассчитываются в предположении упругой работы материала.
В стенках балок, в которых отсутствуют местные напряжения (=0), учет развития пластических деформаций осуществляется по СП 16.13330.
7.5.2.2 Установленные ограничения условной гибкости стенок приведены для балок, работающих в пределах упругих деформаций. Наиболее опасным напряженным состоянием для устойчивости стенки является чистый сдвиг, когда касательные напряжения в стенке равны . Принимая в этом случае в формуле (83) СП 16.13330.2017 и =2 (усредненное значение), получим =3,5. Для сечений балок, находящихся под действием изгиба, эти ограничения могут быть несколько увеличены в соответствии с формулой (81) СП 16.13330.2017 при .
Для балок с односторонними поясными швами указанное значение снижено на 10% в связи с уменьшением степени защемления стенки балки в поясах.
7.5.2.3 При одновременном действии в сечении балок, работающих в упругой области, нормальных , касательных и местных напряжений проверка устойчивости стенок выполняется на основе зависимости для предельных поверхностей взаимодействия между указанными напряжениями.
Устойчивость стенок балок проверяется с учетом их частичного защемления в поясах, степень которого при упругой работе балки зависит от соотношения жесткостей пояса и стенки. Эффект защемления стенки поперечными ребрами жесткости не учитывается, и в местах их постановки принимается шарнирное опирание кромок.
Формула (81) СП 16.13330.2017 дает минимальное значение критических напряжений при чистом изгибе стенки, которые соответствуют отношению длины отсека к его высоте =0,667. Если отношение не кратно 0,667, то критические напряжения будут выше. Коэффициент, учитывающий упругое защемление стенки в поясах, изменяется в пределах от 1,39 до 1,65.
Значение критических касательных напряжений зависит от отношения сторон расчетного отсека, гибкости стенки и условия закрепления ее продольных сторон. Формула (83) СП 16.13330.2017 дает значения критических касательных напряжений с некоторым запасом, который соответствует минимальным значениям коэффициента , характеризующего соотношение жесткостей пояса и стенки.
7.5.2.4 Значения критического локального напряжения , вычисляемые по СП 16.13330, принимаются независимыми от длины распределения давления колеса крана . Более точно значение с учетом длины распределения давления колеса следует определять по формуле
, (52)
где ; .
Значения приведены в таблице 22.
Таблица 22
i | Значения при j, равном | ||
1 | 2 | 3 | |
0 | -0,815 | 4,577 | -1,02 |
1 | 9,467 | -25,50 | 16,93 |
2 | 1,011 | 22,84 | -19,70 |
Значения при вычисляются по формуле
. (53)
При значения принимаются постоянными, равными значению , вычисленному при . При 01 значения вычисляются линейной интерполяцией между значениями =1 и .
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.5.2.5 При расчете стенок балок, работающих за пределом упругости, распределение напряжений в стенке вычисляется с применением зависимостей теории пластичности. Величина напряжения на кромках не является основной характеристикой их взаимодействия как в упругой области, поэтому в дальнейших расчетах при проверке устойчивости стенки используется величина изгибающего момента, а не краевого напряжения.
Подробный анализ расчета устойчивости стенок и поясов изгибаемых элементов, работающих за пределом упругости, приведен выше.
7.5.2.6 Размеры стенок и поясов центрально сжатых элементов установлены из условия равноустойчивости стержня и элементов его сечения. Предельное состояние стержня и деформации в расчетном сечении определены с учетом случайных эксцентриситетов внешней нагрузки и начальных несовершенств стержня.
Случайные эксцентриситеты приняты относительно оси, перпендикулярной к поясам сечения (рисунок 12).