Рассмотрим процесс создания органов ученического самоуправления на примере первичных отделений Российского движения школьников (далее - РДШ), как одной из наиболее эффективных форм ученического самоуправления. При этом алгоритм создания и структура органов ученического самоуправления будет зависеть от численности обучающихся. Кроме того, деятельность РДШ ведется по четырем основным направлениям, поэтому структура первичных отделений также будет строиться с учетом данных направлений: гражданская активность, личностное развитие, информационно-медийное, военно-патриотическое.
Для образовательной организации с численностью обучающихся более 500 человек первичное отделение РДШ может состоять из 4 центров либо клубов по направлениям, которые возглавляет лидер РДШ и заместитель директора по воспитательной работе. В свою очередь центры делятся на дополнительные секторы по профилю, а общей координацией центра занимается лидер данного направления. Например, центр по гражданской активности может представлять из себя совокупность направлений: музейного, поискового, экологического и волонтерского. Центр военно-патриотического направления может включать в себя 6 клубов: клуб юных армейцев, спасателей, пограничников, казаков, юных друзей полиции и инспекторов движения. Центр личностного развития предполагает под собой слаженную работу творческих коллективов, комитетов здорового образа жизни и спорта, а также объединений по популяризации профессий. Центр информационно-медийного направления осуществляет свою деятельность через социальные сети, работу детской редакции, включающей в себя теле/радио/видео-контент. Схема организации такой структуры представлена на рис.1.
|
Рис.1
Для образовательной организации с численностью обучающихся от 120 до 500 человек для работы первичного отделения РДШ могут создаваться базовые детские объединения по каждому из 4 направлений деятельности, без дробления на конкретный профиль. Возглавляет такую структуру лидер РДШ по каждому направлению. Лидеры направлений являются детским Советом, руководит данной структурой от лица детского коллектива - лидер первичной ячейки, а со стороны образовательной организации - старший вожатый или педагог-организатор. Схема организации такой структуры представлена на рис.2.
Рис.2
Для образовательной организации с численностью обучающихся менее 120 человек допустимо формирование единого актива первичного отделения РДШ, в которой будут определены ответственные по каждому направлению. Возглавляет детский совет - Лидер РДШ в школе. Данная модель является упрощенным вариантом первичного отделения. Схема организации такой структуры представлена на рис.3.
|
Рис.3
На муниципальном/районном уровне необходимо рекомендуется создавать детские советы по направлениям деятельности, которые объединят лидеров направлений всех школ данного муниципального образования/района. Такую же структуру рекомендуется создать на уровне региона из числа лидеров муниципальных/районных советов, лидеры которых входят в рабочие группы при совете регионального отделения РДШ.