Методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей
I. Настоящие методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей разработаны в целях реализации полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" (далее - Федеральный закон).
Так, в соответствии с Федеральным законом к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха II оздоровления детей относятся:
реализация государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории субъекта Российской Федерации, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;
осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
формирование и ведение реестров организаций отдыха детей и их оздоровления.
Минобрнауки России, осуществляя функции по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями отдыха детей и их оздоровления, осуществляет межведомственное взаимодействие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отдыха детей и их оздоровления по вопросам, связанным с отдыхом и оздоровлением детей, включая выработку единой государственной политики, разработку предложений по совершенствованию правовых, социально-экономических и организационных условий организации отдыха и оздоровления детей.
В настоящее время организации отдыха детей и их оздоровления контролируются по различным направлениям различными федеральными органами государственной власти:
государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей в области защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе его территориальными органами;
государственный контроль в области безопасности людей на водных объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в области безопасности людей на водных объектах;
государственный надзор за выполнением требований пожарной безопасности на объектах отдыха и оздоровления детей осуществляется органами и должностными лицами федерального государственного пожарного надзора в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, в том числе его территориальными органами;
федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе его территориальные органы принимают меры по обеспечению общественного правопорядка и общественной безопасности детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления;
федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, согласно нормам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" наделены полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля за образовательной деятельностью в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе организаций, осуществляющих оздоровление и (или) отдых, которые имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, федеральный государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей обеспечивается Минобрнауки России посредством взаимодействия с указанными ведомствами, в том числе по итогам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, и обеспечения контроля за их устранением уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями отдыха детей и их оздоровления.
II. Согласно подпункту 24.3 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, осуществления регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ).
Минобрнауки России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, порядок формирования и ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реестров организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - реестры), порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе определить самостоятельно.
При этом до внесения изменений в законодательство Российской Федерации при формировании и ведении реестров органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо руководствоваться письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 18-2/10/1-5182 о единых требованиях к составлению и ведению реестров организаций отдыха детей и их оздоровления.
При формировании реестра необходимо в обязательном порядке:
в заглавии реестра указывать наименование субъекта Российской Федерации, год формирования или актуализации сведений, содержащихся в реестре, а также наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
размещать реестр в формате электронной таблицы .xls, .xlsx, отдельно от "файла - согласования" реестра с территориальными органами Роспотребнадзора, МЧС России и иными органами;
размещать реестр ежегодно не позднее 1 марта текущего года и постоянно обновлять содержащиеся в нем сведения;
указывать в сведениях об организациях отдыха детей и их оздоровления информацию, в том числе об условиях для проживания детей и проведения досуга, режим работы организации, стоимость путевки (либо стоимость 1 дня пребывания);
включать в реестр следующие разделы:
раздел II "Информация о действующих организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации, находящихся в государственной, муниципальной собственности, или на содержании балансодержателей, имеющих регистрацию юридического лица на территории данного субъекта Российской Федерации";
раздел III "Информация о недействующих организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также о недействующих организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации, находящихся в государственной, муниципальной собственности, или на содержании балансодержателей, имеющих регистрацию юридического лица на территории данного субъекта Российской Федерации";
размещения паспорта организации отдыха детей и их оздоровления на сайтах указанных организаций либо их учредителей (балансодержателей).