Действующий

Методические рекомендации по порядку разработки, проверки, оценки и корректировки электронных паспортов территорий (объектов)

X. Перспективы развития электронных паспортов территорий (объектов)


В соответствии с долгосрочными перспективами развития системы МЧС России (МЧС-2030) в основе её совершенствования лежит необходимость защиты человека и общества в изменяющемся мире от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основным направлением развития является комплексный подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Система защиты населения и территорий от ЧС должна быть актуализирована в соответствии с реальными угрозами и возможными рисками с учётом региональной и локальной специфики. Требуется внедрение нового принципа - перехода от оперативного реагирования к управлению рисками, профилактике и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Для достижения поставленных целей МЧС России проводит мероприятия по модернизации системы РСЧС, развитию и совершенствованию систем реагирования и антикризисного управления, мониторинга и прогнозирования, информирования и оповещения населения.

Применяются новые подходы и технологии в решении вопросов безопасности, обеспечивающие формирование мощной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных опасностей и угроз.

Одним из основных направлений развития и совершенствования деятельности Национального центра и ЦУКС территориальных органов МЧС России на долгосрочную перспективу является работа по совершенствованию и внедрению новых автоматизированных систем управления и поддержки принятия решений с учётом современных и перспективных разработок в области IT-технологий, связи и коммуникаций, которая позволит на более высоком уровне осуществлять методическое руководство, координацию и контроль деятельности органов управления и сил Ф и ТП РСЧС при угрозах и фактах ЧС.

С учетом того, что на современном этапе развития РСЧС характерна смена приоритетов в направлении от задач экстренного реагирования и ликвидации ЧС к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, возникла необходимость создания новой автоматизированной комплексной системы предупреждения, прогнозирования и мониторинга рисков возникновения ЧС.

Функционирующая в настоящее время АИУС РСЧС требует дальнейшего внедрения в неё дополнительных информационных ресурсов. Национальным центром во взаимодействии с научно-исследовательскими учреждениями организована работа по созданию новой системы - АИУС РСЧС-2030 (далее - Система), одним из базовых ресурсов которой должны стать электронные паспорта.

Целью создания Системы является внедрение новых технических и программных решений, направленных на повышение оперативности, надежности, обоснованности и качества принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС на основе интеграции информационных ресурсов МЧС России и ФОИВ, в том числе Паспортов, а также широкой и комплексной автоматизации процессов управления силами и средствами РСЧС.

Одним из основных элементов и источником исходных данных АИУС РСЧС-2030 является блок Паспортов территорий (объектов). Блок Паспортов территорий (объектов) предназначен для автоматизации ведения Паспортов путем организации данных по всем видам рисков возникновения ЧС, силам и средствам реагирования в виде формализованной базы данных с применением WEB-технологий. Он позволит оперативно обрабатывать информацию, включающую данные о местонахождении и различных характеристиках, по следующим видам информационных объектов:

справочная информация об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях;

возможные риски возникновения ЧС с учетом особенностей территорий;

сведения о силах и средствах РСЧС, предназначенные для ликвидации последствий ЧС;

сведения по потенциально опасным объектам, социально значимым объектам, объектам с массовым пребыванием людей, объектам, осуществляющим оптово-розничную торговлю, аэропортам, складам, содержащим боеприпасы и взрывчатые вещества, складам горюче-смазочных материалов;

информационно-справочные материалы, включающие информацию по туристическим группам, находящимся на маршрутах на текущую дату, по резервам материальных средств, организации оповещения и информирования, организации взаимодействия с приграничными субъектами сопредельных государств, сведения  по особо охраняемым природным территориям, лечебно-профилактическим учреждениям, пожарно-спасательным подразделениям, местам развертывания пунктов временного размещения, местам массового выхода людей на водные объекты, данные об обеспеченности территорий специальным вооружением и техникой, проведении превентивных мероприятий, СМИ, зонах покрытия телерадиовещанием, сотовой и спутниковой связью.

Блок Паспортов предоставит информацию в виде наборов тематических карт отдельно по каждому виду рисков. Тематические карты будут иметь возможность масштабировать и панорамно отображать территории муниципальных образований, осуществлять просмотр отдельных слоев, представленных на тематической карте в табличном виде с возможностью экспорта в формат электронных таблиц.

Объем и перечень информации в блоке Паспортов территорий Системы будет соответствовать сведениям в электронных паспортах территорий (объектов). Организация наполнения паспортов останется прежней, изменится способ ввода информации, который будет осуществляться через web-интерфейс АИУС РСЧС-2030.

Автоматизация Паспортов позволит качественно расширить перечень собираемой информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В настоящее время Система функционирует на трёх уровнях: федеральном, межрегиональном и региональном. Дальнейшее развитие Системы будет связано с расширением функционала, масштабированием и применением её на более низких уровнях управления - муниципальном и объектовом, что будет предусмотрено за счет обеспечения доступа ОПУ муниципального и объектового уровней к информационным ресурсам МЧС России.

Период, в течение которого Система будет масштабироваться на все уровни территориальных подсистем РСЧС и наполняться актуализированной информацией, будет являться переходным периодом. На первоначальном этапе отсутствие Системы в ОПУ муниципальных образований и объектов не должно отразиться на поддержке принятия управленческих решений при угрозе или возникновении ЧС.

В целях недопущения снижения уровня готовности органов управления к реагированию на ЧС в течение переходного периода, а также обеспечения постоянного информационного обмена при угрозах и возникновении ЧС, работа по развитию и совершенствованию Паспортов, как базового информационного ресурса по рискам возникновения ЧС, должна быть продолжена.

Разработанная база Паспортов в соответствии с Концепцией развития МЧС России до 2030 года будет использована как основа Блока паспортизации территорий Единой интеграционной программной платформы АИУС РСЧС-2030.

Электронные паспорта территорий (объектов) и АИУС РСЧС-2030 удовлетворяют целому ряду аспектов, обеспечивая использование единых информационных ресурсов при сборе, анализе и обмене информацией в области предупреждения и ликвидации ЧС, а именно адаптивность, интегрируемость в системы более высокого уровня, глубокая масштабируемость, возможность развития систем без разработчика, дистанционное сопровождение, экономичность эксплуатации, актуализация информации, обеспечение достоверности информации, консолидация информации по всем видам рисков и объектам в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.

При вводе в эксплуатацию Системы АИУС РСЧС-2030 на всех уровнях ОПУ РСЧС и завершении переходного периода, электронные паспорта территорий (объектов) потеряют свою целесообразность и будут отменены. Получение первичной информации о возможных рисках возникновении ЧС при реагировании на оперативные события будет осуществляться непосредственно из Системы.

Введение в действие Методических рекомендаций позволит: актуализировать накопленную информацию по рискам возникновения ЧС, повысить её достоверность; организовать совместную работу с ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организациями; совершенствовать порядок организации работы с Паспортами, использовать его в дальнейшем при работе с Блоком паспортов территорий Единой интеграционной программной платформы АИУС РСЧС-2030.



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Главного

управления МЧС России

по Омской области