Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

     

     

     УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 26 апреля 2017 года N 795-р

     

Методические рекомендации по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность

     

     

     

     

          I. Общие положения

1. Методические рекомендации по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность (далее - методические рекомендации), разработаны в целях формирования у хозяйствующих субъектов единого подхода к организации внутреннего контроля соблюдения требований федеральных законов "О защите конкуренции", "О государственном оборонном заказе", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - сводное законодательство), а также в целях предупреждения нарушения сводного законодательства.

2. Для целей методических рекомендаций используемые термины означают следующее:

"хозяйствующий субъект" - организация, осуществляющая деятельность в сфере оборонно-промышленного комплекса и (или) являющаяся головным исполнителем (исполнителем) государственного оборонного заказа, внедряющая у себя внутренний контроль соблюдения сводного законодательства;

"регулируемые риски" - обстоятельства или события негативного характера, которые могут наступить при несоблюдении хозяйствующим субъектом сводного законодательства и отрицательно повлиять на достижение производственных целей;

"внутренний контроль соблюдения сводного законодательства" - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, правовых и организационных мер и инструментов, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта и направленных на проверку и стимулирование соблюдения хозяйствующим субъектом требований сводного законодательства и предупреждение нарушения сводного законодательства в целях снижения регулируемых рисков;

"уполномоченный орган" - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность.

3. Методические рекомендации применяются при разработке, внедрении, проведении оценки и совершенствовании внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства, а также для улучшения хозяйствующим субъектом общего уровня управления.

Внедрение внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства посредством применения методических рекомендаций направлено на эффективную деятельность хозяйствующего субъекта в долгосрочной перспективе.

II. Область применения

4. Методические рекомендации разработаны для хозяйствующего субъекта, в том числе для его дочерних и зависимых обществ, построения единой вертикали и последующего совершенствования внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства.

5. Положения методических рекомендаций могут применяться при осуществлении внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства организациями, действующими в иных сферах деятельности.

6. Хозяйствующим субъектом самостоятельно принимается решение о применении методических рекомендаций для достижения целей, указанных в пункте 7 методических рекомендаций.

Меры и механизмы внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства, предусмотренные методическими рекомендациями, могут быть частично или полностью интегрированы в текущую систему внутреннего контроля, функционирующую в хозяйствующем субъекте.

III. Цели, задачи и принципы внутреннего контролясоблюдения сводного законодательства

7. Целями внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства являются:

обеспечение соответствия деятельности хозяйствующего субъекта требованиям сводного законодательства, а также профилактика, предупреждение, выявление и пресечение нарушений сводного законодательства в деятельности хозяйствующего субъекта;

установление единых правил и требований к формированию у работников и руководителей хозяйствующего субъекта единообразного понимания внутреннего контроля, направленного на соблюдение сводного законодательства.

Задачи внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства направлены:

на выявление и управление рисками в области обеспечения соответствия деятельности хозяйствующего субъекта требованиям сводного законодательства;

на создание механизмов контроля, обеспечивающих соответствие деятельности хозяйствующего субъекта требованиям сводного законодательства;

на внедрение механизмов реализации внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;

на регламентацию процедур внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;

на обучение работников и руководителей хозяйствующего субъекта в целях соответствия их деятельности требованиям сводного законодательства;

на осуществление контроля за функционированием и совершенствованием внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства.

9. При разработке и создании внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства хозяйствующему субъекту рекомендуется

руководствоваться следующими принципами:

принцип законности в части соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе сводного законодательства;

принцип регулярной оценки рисков нарушения сводного законодательства;

принцип должной осмотрительности в части проверки контрагентов на предмет их соответствия требованиям сводного законодательства;

принцип информирования о действующем в хозяйствующем субъекте внутреннем контроле соблюдения сводного законодательства, в том числе путем размещения такой информации на официальном сайте хозяйствующего субъекта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), а также проведения обучения и периодической аттестации работников и руководителей хозяйствующего субъекта на знание сводного законодательства;

принцип мониторинга эффективности функционирования внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства и осуществления контроля за устранением выявленных нарушений сводного законодательства;

принцип ответственности и неотвратимости наказания в части привлечения к ответственности виновных лиц за несоблюдение сводного законодательства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

принцип непрерывности функционирования внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства в целях своевременного выявления признаков нарушения и пресечения нарушения сводного законодательства, а также в целях предупреждения их появления;

принцип совершенствования в части улучшения внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства и других систем, процессов и служб хозяйствующего субъекта, в отношении которых осуществляется контроль.

10. Принципы, указанные в пункте 9 методических рекомендаций, не являются исчерпывающими. Хозяйствующий субъект определяет принципы внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства в соответствии со своими организационной структурой и направлением деятельности.

IV. Организация внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства

11. При разработке и внедрении внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства хозяйствующему субъекту рекомендуется учитывать:

характер и приоритеты деятельности;

требования применяемых законодательных и иных нормативных правовых актов;

задачи и уровень развития внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;

положения внутренних документов хозяйствующего субъекта, регламентирующих и детально описывающих организацию и осуществление процедур внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства, в том числе должностных инструкций, регламентов, рекомендаций и разъяснений в части обеспечения соблюдения сводного законодательства (далее - внутренние документы хозяйствующего субъекта).

12. Обязательными элементами соблюдения хозяйствующим субъектом внутреннего контроля сводного законодательства являются:

акт о внутреннем контроле соблюдения сводного законодательства, утвержденный хозяйствующим субъектом и являющийся внутренним документом, устанавливающим общие принципы и подходы к организации хозяйствующим субъектом внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства, в том числе цели, задачи, принципы и правила внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства, а также распределение ответственности соблюдения сводного законодательства между участниками внутреннего контроля (далее - акт о внутреннем контроле);

орган внутреннего контроля хозяйствующего субъекта (далее - орган внутреннего контроля);

выявление и оценка регулируемых рисков;

процедуры внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;

механизмы контроля (арбитраж и аудит);

организация подготовки и обучения работников с последующей аттестацией на знание сводного законодательства;

мониторинг, анализ и совершенствование внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;

управление документацией; развитие инфраструктуры.

13. Акт о внутреннем контроле является основой для разработки внутренних документов хозяйствующего субъекта и содержит:

цели и задачи внедрения внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;

основные принципы внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;

область применения внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;

определение соответствующих структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта, ответственных за реализацию внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства, их взаимодействие, а также определение и закрепление обязанностей работников, связанных с осуществлением внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;

методику выявления и оценки регулируемых рисков, которая приведена согласно приложению N 1;

перечень реализуемых хозяйствующим субъектом мероприятий и процедур внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства, а также порядок их выполнения (применения);

порядок представления работникам и руководителям хозяйствующего субъекта информации о внутреннем контроле соблюдения сводного законодательства и проведения соответствующего обучения;

положение об ответственности хозяйствующего субъекта за несоблюдение требований внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;

порядок внесения изменений в акт о внутреннем контроле. Акт о внутреннем контроле доводится до сведения всех работников хозяйствующего субъекта. Текст акта о внутреннем контроле размещается на официальном сайте хозяйствующего субъекта в сети "Интернет". При изменении норм сводного законодательства хозяйствующий субъект вносит соответствующие изменения в акт о внутреннем контроле.

14. При создании органа внутреннего контроля хозяйствующему субъекту необходимо руководствоваться следующими принципами:

принцип независимости органов внутреннего контроля за счет недопущения какого-либо воздействия на лиц, осуществляющих внутренний контроль соблюдения сводного законодательства, в том числе в части соблюдения отсутствия конфликта интересов в осуществляемой деятельности;

принцип подотчетности органов внутреннего контроля руководству хозяйствующего субъекта;

принцип наделения органов внутреннего контроля необходимыми полномочиями и ресурсами для выполнения своих задач, в том числе за счет определения порядка взаимодействия лиц, осуществляющих внутренний контроль соблюдения сводного законодательства, и других структурных подразделений хозяйствующего субъекта.

Хозяйствующим субъектом определяется состав органа внутреннего контроля в соответствии со своими организационной структурой, штатной численностью и характером деятельности, в том числе предусматривается создание соответствующего структурного подразделения, осуществляющего внутренний контроль соблюдения сводного законодательства. Хозяйствующий субъект вправе наделить полномочиями для осуществления внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства существующее структурное подразделение или отдельного работника (руководителя), а также специальный коллегиальный орган или иное специально назначенное лицо.

Орган внутреннего контроля подчиняется непосредственно руководителю хозяйствующего субъекта.

Орган внутреннего контроля следует структурно разграничить от структурных подразделений хозяйствующего субъекта, осуществляющих операционную, поддерживающую или хозяйственную деятельность, в том числе внутренний аудит, а также от иных структурных подразделений, осуществляющих функции независимого мониторинга и оценки функционирования внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства.

Обязанности и полномочия органа внутреннего контроля определяются в зависимости от особенностей деятельности и системы управления хозяйствующего субъекта.

Задачи, функции, полномочия и ответственность органа внутреннего контроля определяются внутренними документами хозяйствующего субъекта, а также документами, устанавливающими процедуры внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства, трудовым договором, должностной инструкцией и положением об органе внутреннего контроля.

Функции органа внутреннего контроля хозяйствующего субъекта приведены согласно приложению N 2.

15. Выявление и оценка регулируемых рисков являются неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения хозяйствующим субъектом сводного законодательства и осуществляются в соответствии с положениями пункта 19 методических рекомендаций.

По результатам оценки регулируемых рисков хозяйствующим субъектом определяются наиболее существенные риски нарушения сводного законодательства и вероятность их возникновения.

Процедуры внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства детально описываются во внутренних документах хозяйствующего субъекта (с указанием участников внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства, их ответственности, сроков реализации соответствующих процедур и описанием результатов), соответствуют положениям акта о внутреннем контроле, принципам и стандартам внутреннего контроля соблюдения хозяйствующим субъектом сводного законодательства и применяются с учетом особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.

В целях оценки реализации органом внутреннего контроля процедур внутреннего контроля соблюдения хозяйствующим субъектом сводного законодательства устанавливаются ключевые показатели эффективности, которые должны быть объективными, верифицируемыми и актуальными и характеризовать деятельность как отдельного работника органа внутреннего контроля, так и органа внутреннего контроля в целом. Одновременно с внедрением таких показателей эффективности следует применять механизмы материального стимулирования за достижение таких показателей.

Информация о достижении (недостижении) указанных показателей эффективности представляется на рассмотрение руководителю хозяйствующего субъекта не реже одного раза в год.