10.2.1 Общие указания
10.2.1.1 Зимние лесные дороги для вывозки древесины строят как самостоятельные дороги (зимник) или как продолжение лесных дорог круглогодового действия (зимняя лесовозная ветка).
10.2.1.2 Зимние лесовозные дороги устраивают для освоения лесных массивов зимней заготовки, расположенных на землях типа местности III, доступ к которым связан с преодолением значительных заболоченных участков.
10.2.1.3 Зимник проектируют двухполосным: одна полоса для грузового, а другая - для порожнего направлений. Обе дороги, как правило, располагают в одной просеке. Полосу, предназначенную для грузового движения, устраивают снежно-ледяной, а полоса для порожнего направления может быть снегоуплотненной.
10.2.1.4 Зимние дороги устраивают двух видов: снегоуплотненные и снежно-ледяные. Снегоуплотненные дороги строят путем уплотнения снега. Уплотнять снег на полотне дороги целесообразно при толщине снегового покрова до 0,10-0,15 м. Если снегопад или метель продолжаются, работы по уплотнению не прекращают, так как укатка слоя снега толщиной более 0,25 м не дает требуемого эффекта. Уплотнение снега тонкими слоями рекомендуется осуществлять прицепными пневмокатками массой 10-15 т, пригруженными трайлерами, гладкими катками с набитыми на валец в шахматном порядке продольными рейками, пригруженными многополозными санями с трапецеидальным сечением полоза и другими устройствами. Снег слоями толщиной более 0,25 м уплотняют после предварительного рыхления и перемешивания его ребристыми металлическими катками, навешиваемыми на бульдозер вместо отвала; к указанному агрегату целесообразно прицеплять легкую гладилку или многополозные сани для частичного обжатия разрыхленного снега. Для предупреждения образования на поверхности полотна ям, выбоин, колей, ухабов, проломов и т.п. толщину тщательно уплотненного снежного покрытия ограничивают 0,20-0,25 м. Для существенного увеличения прочности снежного покрытия желательно по возможности поливать уплотненный снег водой из расчета 2-4 л на 1 м покрытия.
10.2.1.5 Снежно-ледяные дороги устраивают путем поливки проезжей части дороги водой. Если основание дороги покрыто слоем снега, его нужно предварительно уплотнить, так же как при строительстве снегоуплотненных дорог. Поливку дороги водой проводят через 12-16 ч после уплотнения снега. Для полива могут быть использованы вакуум-цистерны, монтируемые на автомобилях и оборудованные устройствами для забора и слива воды, автополивщики, поливочные машины или цистерны, устанавливаемые на тракторных санях.
Наиболее благоприятная температура воздуха для полива - от минус 5°С до минус 18°С. При первой поливке расход воды должен составлять 5-6 м на 100 м дороги при ширине поливаемой полосы 3,0 м (15-20 л на 1 м проезжей части дороги). При последующих поливках расход воды уменьшают в три раза. Движение по дороге разрешается начинать только после полного замерзания воды.
10.2.2 Конструкции поперечного профиля зимних дорог
10.2.2.1 Поперечный профиль зимних дорог на участках типа местности III с постоянным избыточным увлажнением.
При устройстве основания зимней дороги на участках типа местности III проводят корчевку пней, планировку поверхности, устройство насыпей и выемок.
Земляное полотно грузовой и порожняковой полос проектируют по возможности в нулевых отметках, за исключением снегозаносимых участков, на которых полотно следует проектировать в насыпях высотой не менее расчетной толщины снежного покрова, но не менее 0,6 м. На рисунке 10.8 показана конструкция поперечного профиля в насыпи из снега.
1 - существующий снежный покров; 2 - насыпь из уплотненного снега; 3 - ледяное полотно
- ширина снежного полотна, равная 5,0 м; - ширина проезжей части, равная 3,5 м
Рисунок 10.8 - Поперечный профиль автозимника в насыпи из снега
10.2.2.2 На рисунке 10.9 изображен поперечный профиль двухпутного зимника в нулевых отметках.
Рисунок 10.9 - Двухпутный зимник в нулевых отметках
10.2.2.3 На рисунке 10.10 изображен поперечный профиль двухпутного зимника с устройством насыпи.
Рисунок 10.10 - Поперечный профиль двухпутного зимника с устройством насыпи
10.2.2.4 На рисунке 10.11 изображен поперечный профиль двухпутного зимника с устройством выемки.