5.3.1 Схема транспортного освоения лесного участка включает в себя грузосборочную лесную дорогу постоянного действия (магистраль), лесные дороги постоянного действия, примыкающие к грузосборочной (ветки), лесные дороги временного действия (усы) и зимние лесные дороги.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.3.2 Трассу грузосборочной лесной дороги, к которой примыкают с двух сторон лесные дороги более низкой категории (ветки), выбирают так, чтобы лесной участок разделялся на две примерно равные части по запасу древесины. К лесным дорогам постоянного действия примыкают лесные дороги временного действия (усы), образуя транспортную сеть лесных дорог. В целях сокращения расстояния перевозки грузов примыкание лесных дорог друг к другу рекомендуется располагать под острым углом к направлению грузового потока.
5.3.3 Протяженность грузосборочной лесной дороги определяется размерами лесного участка. Расстояние от дальней границы лесного участка до конца грузосборочной дороги определяют при проектировании исходя из экономической целесообразности.
5.3.4 Примыкание лесных дорог к грузосборочной дороге рекомендуется выбирать в лесных участках (делянках) первого, второго и третьего года освоения, через которые проходит грузосборочная лесная дорога. Изыскание мест прохождения трасс лесных дорог постоянного действия должно удовлетворять типу местности I или II по характеру и степени увлажнения. Участки лесного фонда, расположенные на землях типа местности III по характеру и степени увлажнения, рекомендуется осваивать в зимний период времени по зимним дорогам.
5.3.5 Схемы транспортного освоения лесных участков могут отличаться друг от друга по углу примыкания лесных дорог относительно грузосборочной дороги. Лесные дороги допускается располагать под прямым или под острым углом (45°) к грузосборочной дороге. Размер угла расположения дорог относительно грузосборочной дороги оказывает влияние на плотность дорог, а следовательно, и на расходы, связанные со строительством лесных дорог и с транспортными затратами на перевозку грузов.
5.3.6 Характеристикой транспортной схемы является плотность дорог, определяемая как отношение протяженности дорог в километрах к единице общей площади лесного участка. В лесной практике за единицу измерения плотности лесных дорог принимают протяженность дорог в километрах на 1000 га лесной площади.
5.3.7 Плотность лесных дорог постоянного действия на лесном участке зависит от расстояния между ветками и их направления относительно грузосборочной дороги (под прямым углом или под углом 45°). Данные по рекомендуемой плотности лесных дорог постоянного действия приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
В километрах на 1000 га | ||
Расстояние между ветками, км | Примыкания веток к грузосборочной дороге | |
под углом 90° | под углом 45° | |
4 | 3,0 | 4,2 |
5 | 2,4 | 3,4 |
6 | 2,0 | 2,8 |
7 | 1,7 | 2,4 |
5.3.8 Плотность временных лесных дорог, создаваемых для заготовки древесины (лесовозных усов), зависит от расстояния трелевки древесины и угла взаимного расположения лесных дорог и грузосборочной дороги (лесовозной магистрали). Значения плотности временных лесных дорог и их максимальной протяженности при расстояниях трелевки 300 и 500 м и направлениях примыкания относительно грузосборочной дороги под углом 45° и 90° приведены в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Расстояние трелевки, м | Направление под углом 45° | Направление под углом 90° | ||||||
Расстояние между лесовозными ветками, км | Расстояние между лесовозными ветками, км | |||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Плотность временных лесных дорог, км на 1000 га | ||||||||
300 | 18,9 | 20,0 | 20,1 | 20,8 | 20,4 | 21,1 | 21,6 | 21,9 |
500 | 15,0 | 15,6 | 15,5 | 15,4 | 18,0 | 19,2 | 20,0 | 20,6 |
Максимальная протяженность, км | ||||||||
300 | 2,3 | 2,9 | 3,5 | 4,1 | 2,0 | 2,6 | 3,2 | 3,8 |
500 | 1,8 | 2,4 | 3,0 | 3,6 | 2,4 | 2,4 | 3,6 | 4,2 |
5.3.9 В протяженность дорог заложены коэффициент на объездные и разворотные пути, равный 1,15, и коэффициент развития путей для равнинной местности, равный 1,1. Для холмистой и пересеченной местности значения плотности и протяженности усов, приведенные в таблице 5.2, следует умножить на коэффициент 1,1.
Основным преимуществом схемы освоения лесного участка при направлении лесных дорог под углом 45° к грузосборочной дороге является сокращение грузовой работы автотранспорта до 30% по сравнению со схемой расположения лесных дорог под прямым углом к грузосборочной дороге.