Статус документа
Статус документа

СП 287.1325800.2016 Сооружения морские причальные. Правила проектирования и строительства (с Изменением N 1)

     5 Выбор конструкции сооружения

5.1 Выбор типа конструкции причального сооружения следует проводить с учетом естественных условий района строительства, технологических требований к причалам, размеров территории и акватории порта, возможных способов производства работ, геологических условий, требований по охране окружающей среды и др.

5.2 Конструкцию причального сооружения следует выбирать исходя из технико-экономической целесообразности ее применения в конкретных условиях строительства на основе сопоставления вариантов.

5.3 При выборе варианта конструкции следует учитывать:

- расход основных строительных материалов (металла, цемента, лесоматериалов);

- наличие местных строительных материалов;

- трудоемкость производства работ;

- технологическое оборудование и механизмы, необходимые для строительства;

- наличие трудовых ресурсов;

- требования к долговечности сооружений;

- технико-эксплуатационные показатели.

5.4 Конструкции причальных сооружений и основные условия их применения приведены в таблице 5.1.


Таблица 5.1 - Конструкции причальных сооружений и основные условия их применения

Тип сооружения

Основные условия применения

Причальные сооружения гравитационного типа

Наличие в основании скальных, плотных или средней плотности грунтов, а также на слабых грунтах с мероприятиями, предотвращающими неравномерную осадку сооружения

1 Причальные сооружения:

а) из обыкновенных бетонных массивов (рисунок 5.1, а)

Высота причальной стенки до 18,0 м, для любых климатических условий, в районах с сейсмичностью до 7 баллов

б) из пустотелых бетонных массивов (рисунок 5.1, б)

Высота причальной стенки до 18,0 м, для любых климатических условий, в районах с сейсмичностью до 7 баллов

в) из массивов-гигантов

2 Уголковые набережные (рисунок 5.1, в, г)

Высота причальной стенки до 18,0 м, в районах с сейсмичностью до 7 баллов, для любых условий, кроме акваторий с толщиной льда более 0,6 м

3 Из железобетонных оболочек большого диаметра (рисунок 5.1, д)

Высота причальной стенки до 25,0 м, для любых климатических условий, а также в сейсмических районах

4 Причальные сооружения ячеистой конструкции из металлического шпунта

Высота причальной стенки до 20,0 м, для любых климатических условий, а также в районах с сейсмичностью до 7 баллов

Причальные сооружения типа больверк:

Грунты основания, допускающие погружение шпунта и свай, для любых климатических условий, а также в районах с сейсмичностью до 7 баллов

1 Незаанкеренный больверк (рисунок 5.1, е)

Высота причальной стенки до 5,0-8,0 м в зависимости от конструкций стенки

1.1 Незаанкеренный больверк из шпунтов трубчатых сварных с повышенной несущей способностью

Высота причальной стенки до 18 м

2 Заанкеренный больверк (рисунок 5.1, ж, и)

Высота причальной стенки до 18,0 м

3 Экранированный больверк (рисунок. 5.1, к)

Высота причальной стенки до 25 м

Причальные сооружения эстакадного типа:

Грунты основания, допускающие погружение свай

1 Набережные и пирсы эстакадного типа:


а) на призматических железобетонных сваях (рисунок 5.2, а, в, г, е, рисунок 5.3, в),

Высота сооружения до 15,0 м, для любых климатических условий в районах с сейсмичностью до 7 баллов, кроме акваторий с толщиной льда более 0,25 м

б) на трубчатых железобетонных сваях (рисунок 5.2, б, д)

Высота сооружения до 18,0 м, для любых климатических условий в районах с сейсмичностью до 7 баллов, кроме акваторий с толщиной льда более 0,4 м

в) на трубчатых металлических сваях (рисунок 5.2, б)

Высота сооружения до 30,0 м, для любых климатических условий, а также в районах с сейсмичностью до 7 баллов

2 Пирсы мостового типа с опорами:

а) гравитационного типа (рисунок 5.3, в), в том числе:

Наличие в основании скальных, плотных или средней плотности грунтов

- из кладки массивов

Высота причальной стенки до 18,0 м, для любых климатических условий, в районах с сейсмичностью до 7 баллов

- из железобетонных оболочек большого диаметра (рисунок 5.3, в),

Высота причальной стенки до 25,0 м, для любых климатических условий, а также в районах с сейсмичностью до 7 баллов

б) из трубчатых металлических свай (рисунок 5.3, б)

Высота сооружения до 30,0 м, для любых грунтов, допускающих погружение свай, а также в районах с сейсмичностью до 7 баллов

Палы:


1 Швартовные


а) на железобетонных сваях-оболочках (рисунок 5.4, б)

Высота сооружения до 18,0 м для любых климатических условий, кроме районов с сейсмичностью выше 8 баллов

б) на металлических сваях (рисунок 5.4, в)

Высота сооружения до 30,0 м для любых климатических условий, кроме сейсмических районов

2 Отбойные (рисунок 5.4, б)



(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.5 При выборе конструкций причальных сооружений необходимо учитывать следующие дополнительные требования:

- в акваториях с неблагоприятным волновым режимом при отсутствии ледовых воздействий следует рассматривать в первую очередь конструкции эстакадного типа с подпричальным откосом и, при необходимости, с волногасящими устройствами;

- в условиях придонных течений, размывающих дно, следует проектировать свайные конструкции причальных сооружений (больверк, эстакады). При этом необходимо либо выполнять расчет прогнозируемого значения размыва дна в целях учета этого явления при проектировании, либо укреплять дно для предотвращения его размыва у причального сооружения;

- при неблагоприятных ледовых условиях и истирающих воздействиях ледовых полей следует применять сооружения распорного типа в виде больверков или гравитационных конструкций. Для узких пирсов, предназначенных для приема крупнотоннажных судов, следует применять эстакадные и мостовые конструкции на трубчатых стальных сваях;

- следует отдавать предпочтение конструкциям, предусматривающим наименьший объем трудоемких подводно-технических работ.

5.6 При проектировании причальных сооружений следует использовать типовые либо применявшиеся ранее проектные решения с высокими технико-экономическими показателями. При разработке принципиально новых конструкций следует ориентироваться на передовые технологии производства строительных и монтажных работ.

5.7 Рекомендуется предусматривать установку на причале контрольно-измерительной аппаратуры.

        


а) - из обыкновенных массивов; б) - из пустотелых массивов; в) - уголкового типа с внешней анкеровкой; г) - уголкового типа, контрфорсное; д) - из железобетонных оболочек большого диаметра; е) - незаанкеренный больверк; ж) - заанкеренный больверк из свай-оболочек; и) - то же, из шпунта; к) - экранированный больверк; 1 - обыкновенный бетонный массив; 2 - каменная постель; 3 - разгрузочная каменная призма; 4 - песчаная засыпка; 5 - надстройка; 6 - пустотелый массив; 7 - засыпка камнем; 8 - лицевая стенка; 9 - фундаментная плита; 10 - анкерная тяга; 11 - анкерная плита (стенка); 12 - контрфорс; 13 - оболочка большого диаметра; 14 - шпунт; 15 - колонна-оболочка; 16 - разгрузочная платформа

     
Рисунок 5.1 - Причальные сооружения распорного типа