6.1. Применение пестицидов авиационным методом регламентируется "Каталогом", а также инструкциями по применению конкретных препаратов, утвержденными Госхимкомиссией Минсельхозпрода России. Применение пестицидов, не разрешенных "Каталогом", запрещается.
6.2. Распыление жидких пестицидов с применением воздушного судна АН-2, не имеющем системы принудительной вентиляции, разрешается только при использовании герметизированного ламинантного бака для пестицидов.
6.3. Проведение авиационно-химических работ должно быть согласовано со станцией защиты растений, территориальным центром Госсанэпиднадзора и органами охраны природы. В обязательном порядке должны быть согласованы картограммы полей.
6.4. Проведение авиационных работ в сельском и лесном хозяйствах должно производиться в соответствии с правилами по технике безопасности и производственной санитарии при авиационно-химических работах. Контроль за условиями труда ведет санитарная служба гражданской авиации.
6.5. Перед проведением обработок лесных массивов необходимо оповещение жителей о запрете сбора дикорастущих ягод и грибов в установленные сроки.
Запрещается проведение авиационно-химических обработок над зонами отдыха населения, зонами расположения оздоровительных учреждений и водоохранных зонами рек, озер и водохранилищ.
6.6. Сельскохозяйственные аэродромы могут эксплуатироваться лишь при наличии санитарного паспорта.
Наличие санитарного паспорта является обязательным условием для заключения договора авиационного предприятия с Заказчиком на проведение авиационных работ.
6.7. Запрещается авиационная обработка пестицидами участков, расположенных ближе 2 км от населенных пунктов. При авиаобработке пестицидами устанавливают необходимые санитарно-защитные зоны:
- от рыбохозяйственных водоемов, источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, скотных дворов, птицеферм, мест выпаса скота, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников в размере 2-х км; от мест постоянного размещения медоносных пасек - 5 км;
- от мест выполнения других сельскохозяйственных работ, а также от участков под посевами сельскохозяйственных культур, идущих в пищу без тепловой обработки (лук на перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, плодово-ягодные культуры и некоторые другие) - 2 км.
При невозможности соблюдения этих условий авиационная обработка запрещается.
6.8. Авиаопрыскивание разрешается проводить при скорости ветра не более 3-4 м/с на рабочей высоте.
6.9. Авиационный персонал, привлекаемый к авиационным работам, должен подвергаться медицинскому осмотру в соответствии с установленным порядком и периодичностью.
6.10. Персонал, привлекаемый к проведению авиационно-химических работ, обязан пройти инструктаж по выполнению ими своих обязанностей, правил техники безопасности при работе воздушного судна и правил пожаротушения на аэродроме; проводит инструктаж командир воздушного судна или, по его указанию, авиатехник.
6.11. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы с пестицидами, приготовление из них рабочих жидкостей и заправка воздушных судов относятся к категории работ повышенной опасности. С лицами, занятыми на этих работах, проводится внеочередной инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии.
6.12. Экипажи, вылетающие в район авиационных работ, должны быть снабжены средствами индивидуальной защиты, а также аптечкой первой доврачебной помощи в соответствии с действующими нормами обеспечения.
6.13. Аэродромы сельскохозяйственной авиации должны располагаться на расстоянии не менее 3-х километров от населенных пунктов со стороны предполагаемой концевой полосы безопасности и одного километра от населенных пунктов и водоисточников со стороны боковой полосы безопасности.
6.14. Аэродромы сельскохозяйственной авиации должны оборудоваться дегазационными площадками для периодической очистки воздушных судов, сельскохозяйственной аппаратуры, тары и защитной одежды от пестицидов и агрохимикатов. Выбор места дегазационных площадок следует согласовывать с органами Госсанэпиднадзора.
6.15. Рабочие жидкости, зерновые отравленные приманки готовятся и загружаются в воздушное судно на специально оборудованных загрузочных площадках, расположенных на сельскохозяйственных аэродромах.
6.16. Время работы летного и технического состава авиационных предприятий непосредственно с пестицидами и агрохимикатами устанавливается в зависимости от класса их опасности, на основании действующих документов о рабочем времени и времени отдыха этой категории работающих.
6.17. При авиационном опрыскивании аппаратура должна быть оборудована надежными отсечными устройствами. Запрещается работать с неисправными отсечными устройствами запрещается эксплуатация неисправной техники и воздушных судов.
6.18. До начала авиационных работ командир воздушного судна обязан ознакомиться с картограммой полей, подлежащих обработке, затем осмотреть каждый участок путем личного объезда (или облета) и определить участки, подлежащие выбраковке, как не обеспечивающие безопасность полетов.
6.19. Единые предупредительные знаки выставляются не ближе 500 м от границ обрабатываемого участка. В соответствии с "Временным положением о единых знаках безопасности при работе с пестицидами, минеральными удобрениями и химическими консервантами кормов" знаки убираются только по истечении установленных карантинных сроков (14 дней).
6.20. Командир воздушного судна должен возвратиться на аэродром, если при подлете к участку, подлежащему обработке, на нем или в пределах санитарно-защитной зоны (500 м от границ обрабатываемого участка) обнаружены люди или домашние животные и известить представителя хозяйства.
6.21. Воздушное судно и сельхозаппаратуру в процессе выполнения авиационных работ, а также после их окончания необходимо очищать от остатков препаратов в соответствии с требованиями "Инструкции по очистке, мойке и дегазации воздушных судов и их сельскохозяйственной аппаратуры от пестицидов и минеральных удобрений".
6.22. Первичная обработка загрязненных воздушных судов и сельхозаппаратуры должна проводиться в конце рабочего дня на оперативных аэродромах (обильное смывание водой).
6.23. Сточные воды, образующиеся в процессе мойки воздушных судов и их оборудования, должны собираться в специально оборудованные приемники и подвергаться обезвреживанию по следующей схеме: