Статус документа
Статус документа

     

Правила пожарной безопасности на морских судах

Рекомендованы
Постановлением Минтранса РФ
от 31 октября 2003 года N 10


I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям, и являются обязательными для всех судовладельцев, членов экипажей судов и других лиц, временно находящихся на судне.

2. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные понятия:

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207);

судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;

пожарная безопасность - состояние объекта (судна), при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей;

противопожарный режим - комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта (судна), направленных на обеспечение пожарной безопасности;

общесудовая тревога - тревога, объявляемая по указанию капитана судна (а в чрезвычайных ситуациях - вахтенным персоналом с последующим докладом капитану) в случаях необходимости подготовки судна к предотвращению предполагаемой опасности, поступления внутрь судна забортной воды, возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружения первых признаков пожара - дыма и запахов гари;

оперативный план тушения пожара - предварительно составленный план, предусматривающий организацию тушения пожара, оптимальный и запасные варианты применения сил и средств тушения пожара в конкретном аварийном помещении (отсеке) судна;

центральный пост управления - пост управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации следующего:

стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;

автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;

панелью индикации противопожарных дверей;

закрытием противопожарных дверей;

панелью индикации водонепроницаемых дверей;

открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;

вентиляторами;

сигнализацией общей/пожарной тревоги;

системой связи, включая телефоны; микрофоном системы громкоговорящей связи.

(Правило II-2/3.9 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., далее - СОЛАС-74);

пожарный пост:

а) место, где сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, извещатели пожарной сигнализации для определенной части судна (отсека, главной вертикальной зоны, отдельных помещений);

б) хорошо видимое и доступное место, где расположены первичные средства тушения пожара и предметы противопожарного снабжения (пожарный кран, рукав и рукавный ключ, ствол, насадки, пожарный топор и др.).

3. Пожарная безопасность судов обеспечивается:

конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;

поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;

выполнением экипажем требований по эксплуатации судового оборудования;

организационными мероприятиями по созданию системы противопожарной защиты судна;

соблюдением противопожарного режима на судне;

выполнением специальных требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ.

4. Требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, для обеспечения пожарной безопасности установлены главой II-2 СОЛАС-74, Международным кодексом по системам противопожарной безопасности (резолюция 73-й сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) MSC.98(73) от 07.12.2000*), частью VI тома I Правил классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства 1999 г. издания (далее - правила Регистра), издаваемых им с учетом даты постройки судна в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: от 05.12.2000". - Примечание изготовителя базы данных.

5. Правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, противопожарных систем и средств устанавливаются специальными инструкциями, которыми комплектуются суда в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и правилами Регистра с учетом рекомендаций Руководства по техническому обслуживанию, ремонту и инспекциям противопожарных систем и средств (приложение к циркулярному письму ИМО от 13 мая 1998 г. MSC/Circ.850*).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Выполнение требований указанных правил должно предусматриваться системами управления безопасностью судовладельческих организаций в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (резолюция Ассамблеи ИМО А.741(18) от 05.11.1993*).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: от 04.11.1993. - Примечание изготовителя базы данных.

6. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна, поддержание противопожарного режима на судне осуществляются в соответствии с требованиями СОЛАС-74, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (далее - ПДНВ-78), предусматривающей требования к компетентности, профессионализму и квалификации членов экипажей судов и их оценку, и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

7. Специальные требования пожарной безопасности, зависящие от специфических особенностей судов, типов силовых установок, а также подлежащих выполнению при перевозке различных грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ, устанавливаются соответствующими нормативными документами.

8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возлагается на судовладельца.

Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.

9. За противопожарную безопасность несет ответственность:

судна, находящегося в эксплуатации или ремонте при наличии судового экипажа, - капитан судна;

ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа - судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;

судна, находящегося в доке, - предприятие, производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, находящегося в доке.

10. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.

11. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.

12. О всех случаях пожара, принятых мерах по спасению людей и ликвидации пожара, последствиях, вызванных пожаром, капитан судна обязан сообщать судовладельцу и администрации морского порта регистрации судна (капитану морского порта).

13. Контроль выполнения эксплуатационных требований в отношении пожарной безопасности судна осуществляет капитан морского порта в соответствии с требованиями правила 19 главы I СОЛАС-74, статьей 5 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (далее - МАРПОЛ 73/78), статьей X ПДНВ-78, главой V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и рекомендациями резолюции Ассамблеи ИМО А.742(18) от 05.11.1993.

II. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна

14. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст.4119), прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов (Глава V ПДНВ-78).

15. Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:

о символах, знаках безопасности и сигналах аварийно-предупредительной сигнализации;

о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;

об использовании переносных огнетушителей и действиях по открытию и закрытию противопожарных дверей;

о методах и приемах первой медицинской (доврачебной) помощи.

16. На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.

На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.

17. Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.

Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2 месяцев (правило III 19/4.1 СОЛАС-74).

Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.

18. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:

устройств и конструктивных особенностей судна;

организации пожаротушения на судне;

схем противопожарной защиты;

мест сбора и обязанностей отдельных членов экипажа;

стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержания в исправности и готовности к действию;

аварийных дыхательных устройств;

личных обязанностей по борьбе с пожаром и личных процедур безопасности.

Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.

Практические занятия проводятся по учебным тревогам, объявляемым по указанию капитана судна.

19. На судне должны проводиться общесудовые и частные учения по борьбе с пожаром.

Общесудовые учения подразделяются на подготовительные, зачетные и показательные.

Частные учения проводятся в составе аварийных партий.

20. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством капитана судна по заранее подготовленному плану, к разработке которого привлекается весь командный состав судна. В зависимости от натренированности экипажа общесудовые учения проводятся в простых или сложных условиях с применением средств имитации: с задымлением помещений и принятием мер предосторожностей, исключающих возможность аварий на судне (а при стоянке в порту - с информацией капитана порта), а также вводных команд и инструктажей, определяющих сложность учебных задач.

21. Частные учения проводятся командирами аварийных партий по планам, утвержденным старшим помощником капитана судна, как по общесудовым тревогам, так и без объявления их.

22. Занятия по противопожарной подготовке должны проводиться не реже одного раза в месяц.

На пассажирских судах проведение экипажем учений по борьбе с пожаром и оставлению судна должно осуществляться не реже одного раза в неделю.

23. Члены экипажа, в обязанности которых входит разведка пожара, должны пройти обучение по устройству судна, использованию дыхательных аппаратов и изолирующих противогазов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs