Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий

     5 Классификация макрошероховатых дорожных покрытий

5.1 Одним из главных способов повышения сопротивления скольжению шины, т.е. обеспечения требуемых значений коэффициента сцепления, согласно ГОСТ 30413-96 и ГОСТ Р 50597-2017, является создание макрошероховатости.

5.2 Минимально допустимые в течение всего срока службы значения коэффициента сцепления: 0,28 - легкие условия движения, 0,30 - затрудненные; 0,32 - опасные [3].

5.3 Классификация макрошероховатых дорожных покрытий производится по параметрам макрошероховатости , приведенным в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация макрошероховатых дорожных покрытий

Типы макрошероховатости

Уровень макрошероховатости

Среднее квадратическое отклонение макрошероховатости , мм

Нешероховатые (гладкие)

1

Менее 1,0

Шероховатые

2

От 1,0 до 2,0 включительно

Среднешероховатые

3

От 2,0 до 3,0 включительно

Сильношероховатые

4

От 3,0 и более

5.4 Основные типы макрошероховатых дорожных покрытий, соответствующие типам макрошероховатости, приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные типы макрошероховатых дорожных покрытий

Типы макрошероховатости

Основные типы макрошероховатых дорожных покрытий

Нешероховатые (гладкие)

Асфальтобетонные из плотных смесей типа Д, цементобетонные

Шероховатые

Асфальтобетонные из плотных смесей типов В, Г,

Среднешероховатые

Асфальтобетонные из плотных смесей типов А, Б, В, Г; покрытия из литой эмульсионно-минеральной смеси (ЛЭМС); покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА)-ЩМА-10

Сильношероховатые

Асфальтобетонные из крупнозернистых смесей типов А и Б; пористые и высокопористые слои; покрытия из ЩМА-15; поверхностные обработки; покрытия с втапливанием щебня; покрытия из ЩМА-20, посыпка щебнем ездового полотна мостовых сооружений из литого асфальтобетона

5.5 Для обеспечения безопасности движения изменение коэффициента сцепления в поперечном профиле не должно превышать 0,1.

5.6 Во избежание усиления вибрации во время движения транспортных средств расстояние между соседними выступами макрошероховатости (шаг шероховатости) рекомендуется выбирать менее 40 мм, если это не оговорено особо (например, для шумовой шероховатой поверхностной обработки).

5.7 Во избежание увеличения уровня шума от проезжих транспортных средств крупношероховатые дорожные покрытия не следует применять в пределах населенных пунктов.

5.8 Неопределенность в использовании только средней глубины впадин макрошероховатостей определяется, в частности, разбросом заполнения межзернового пространства вяжущим (обычно от 1/3 до 1/2 высоты зерна). При этом изменение коэффициента сцепления не зависит от высоты вяжущего между зернами щебня.